ФАКӢР — бедняк; человек, нуждающийся материально или духовно. Противопоставление «бедного» человека—Ф.— «богатому (независимому, ненуждающемуся)» Аллаху встречается в Коране (35:15/16) и стало характерным для мусульманского богословия. С другой стороны, забота о бедняках (фукара’), т. е. социально обделенных, предписывается Кораном, сунной и этиконазидательными сочинениями
ФАЙД — излияние, эманация. Термин, принятый в мусульманской богословской и философской литературе для обозначения процесса порождения (как правило, трехступенчатого) вселенной из божественного источника (ср. судур). Учение о Ф. восходит к неоплатоновским эманационным доктринам, как они изложены в арабских переводах сочинений Плотина, Прокла, Порфирия.
Х̣АДӢС̱ (мн. ч. ах̣а̄дӣс̱; «новость», «известие», «рассказ») — хадис; хадисы — предание о словах и действиях Мухаммада, затрагивающее различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины.
Х̣АВА̄РӢ— апостол, сподвижник, помощник. В Аравии до ислама слово X. употреблялось в значении «апостол Иисуса». В этом же значении оно трижды употребляется в поздних мекканских сурах Корана (3:52/45; 5:111; 61:14). В период становления ислама X. стали называть двенадцать наиболее близких сподвижников Мухаммада.
Х̱АБАР (мн. ч. ах̱ба̄р; «извеcтие», «новость», «рассказ») — предание о словах и действиях Мухаммада (в этом значении синоним хадис, асар). В Коране и хадисах это слово употребляется в, своем обычном смысле — «весть», «сообщение»; уже у ал-Бухари (IX в.) некоторые хадисы обозначаются как ахбар. Сборники шиитских хадисов также называются Ахбар.
УС̣ӮЛ ад-ДӢН («корни, основы веры») — основные догматы ислама.
‘УЛАМА̄’ (мн. ч. от ‘а̄лим — «знающий», «ученый») — улемы (только во мн. ч.), собирательное название знатоков богословия, историко-религиозного предания и этико-правовых норм ислама, как теоретиков, так и практических деятелей в области традиционных форм образования, судопроизводства на основе шари‘ата и исполнения обрядов.
ат-ТАШБӢХ (от глагола шаббаха— «сравнивать», «уподоблять») — сравнение, уподобление; в узком значении — представление божества в человекоподобном виде.
Т̣АХА̄РА («очищение»; синоним татхир) — ряд обрядовых действий, выводящих человека из состояния ритуальной нечистоты (джанаба), одно из ритуальных предписаний ислама. Различаются Т. внутренняя (очищение души после правонарушения, греха или неблаговидного поступка) и Т. внешняя (очищение тела, одежды, обуви, предметов быта, жилища и др.).
ат-ТАХАДЖЖУД (от глагола тахаджжада — «бодрствовать»; «бдение») — ночная молитва или чтение Корана ночью.