ал-Х̱А̄С̣С̣А (мн. ч. ал-х̱ава̄с̣с̣) — религиозно-социальный термин, обозначающий в широком смысле «избранные», знать, элита в противоположность ал-‘А̄ММА (мн. ч. ал-‘ава̄мм) — простонародье, массы, «толпа».
Х̣АНӢФ — благочестивый человек, исповедующий правильное единобожие. Согласно мусульманскому преданию, этим термином в доисламской Аравии называли людей, отвергавших поклонение племенным идолам, аскетов, соблюдавших ритуальную чистоту, веривших в единого бога, но не примыкавших ни к христианам, ни к иудеям.
Х̱А̄НАК̣А̄Х (перс. ханагах, хангах) — ханака, место совместного проживания и отправления религиозных предписаний суфиев; странноприимный дом, обитель. Функционально X. весьма близок рибат.
ШАЙХ̮ ал-ИСЛА̄М — шейх-уль-ислам, «старейшина ислама». Как почетный титул спорадически употреблялся начиная с X в. по отношению к тому или иному факиху или суфию.
ШАЙХ̮—шейх, старик, старейшина, старец; патриарх племени, рода, семьи; титул главы племени в Аравии
Х̱АЛӢФА — 1. Халиф, глава мусульманской общины, замещающий посланника Аллаха. 2. В суфизме преемник основателя братства или руководителя ветви.
Х̣А̄Л (мн. ч. ах̣ва̄л; или х̣а̄ла, мн. ч. х̣а̄ла̄т) — состояние вещи, человека, бога и т. д. В суфийской «психологии» X.— состояние, посещающее мистика «на пути» к богу помимо его воли и независимо от степени совершенства, достигнутой им в познании божества (ма‘рифа) и в аскетической практике (му‘амалат).
Х̣АК̣К̣ («подлинный», «истинный»; «истина») — термин, которым обозначалось соответствие действительности высказыванию, мысли о ней, тогда как соответствие высказывания, мысли действительности обозначалось термином сидк. С определенным артиклем ал- слово X. обозначало Аллаха.
ФАНА̄’ (от глагола фанийа—«исчезать», «прекращаться»)— суфийский термин, возводимый к кораническому стиху 55:26, означающий [само]уничтожение, «стирание» личностных качеств и атрибутов, замену их божественными. Ф. почти неизменно употребляется со своим коррелятом бака̄’— «пребывание в божестве».
ал-ФАЛСАФА—термин, которым в средневековой мусульманской литературе обозначали философию мыслителей, ориентировавшихся на античные модели философствования и называвшихся фаласифа (ед. ч. файласуф), а также саму античную философию. В противоположность религиозным наукам, основанным на «предании» (‘улум наклийа), входившие в ал-Ф. науки именовались «рациональными», основанными на разуме ('улум ‘аклийа).