аш-ШАХА̄ДА («свидетельство») — 1. Первое и важнейшее положение исламского символа веры, выражаемое формулой Ла илаха илла Ллаху ва Мухаммадун расулу Ллахи («Нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммад—посланник Аллаха») и содержащее два первых догмата ислама. Ш. возникла как молитвенный и различительный возглас, которым первые мусульмане отличались от всех остальных людей, в первую очередь от язычников-многобожников. Во время битв Ш. служила боевым кличем. Отсюда понятие шахид — мученик, а первоначально — воин, павший в войне против врагов ислама с Ш. на устах. Ш. является одной из главных молитвенных формул и постоянно повторяется при молитве.
Х̣УЛӮЛ (от глагола халла — «поселяться», «вселяться»)— присутствие, вселение, воплощение одной вещи в другой. Термин X. в таком значении в Коране не употребляется. В средневековых мусульманских учениях под X. понималось: а) присутствие акциденций в телах и абстракциях (хулул ал-а‘рад фи-л-аджсам ва-л-муджаррадат); б) части в целом; в) признака в предмете (хулул ан-на‘ит би-л-ман‘ут); г) духа в теле (хулул ар-рух фи-л-бадан). Истинным X. признавали такое соединение двух вещей, когда бытие одной становится бытием другой. У мусульманских богословов X. наряду с термином иттихад (соединение [с богом]) часто обозначал воплощение божества в человеке и ассоциировался с аналогичными христианскими учениями, которые довольно рано привлекли интерес мусульман и стали одним из главных объектов антихристианской критики.
Х̣УДЖЖА (мн. ч. х̣уджадж, «довод», «доказательство», «представление доказательства») — термин, широко употреблявшийся в каламе, фалсафа, логике (синонимы далил, бурхан) и фикхе (синонимы баййина, шахада, икрар). В Коране неоднократно подчеркивается, что только Аллах располагает убедительными доказательствами.
ХО̄ДЖА (через перс. хваджа; «хозяин», «господин») — почетное прозвище и обращение, бытовавшее в разное время в разных странах ислама в различных значениях.
Х̱ИРК̣А (от глагола х̱арак̣а — «разрывать», «делать прорехи») — дырявый или залатанный плащ, рубище, одежда-символ, указывающая, что облаченный в нее вступил на мистический путь, а также показатель обета бедности, данного суфием.
ШAṬX̣ (мн. ч. шат̣ах̣а̄т или шат̣х̣ӣйат; от глагола шат̣ах̣а—«быть в движении», «бурлить, будучи стесненной берегами»—о воде в реке) — изречение, произносимое суфием, утратившим контроль над собой в момент мистического экстаза (ваджд). Термин Ш. мог употребляться и для обозначения самого экстаза. Исходя из значения глагола, суфийские теоретики определяли Ш. как «выплескивание» наружу чувств, овладевших душой мистика в результате видения бога (мушахадат ал-хакк), «уничтожения» в нем собственного «я» (фана’ ‘ан нафсихи), ощущения своего единства с ним (иттихад). В основе Ш. лежит мистическое переживание, поэтому он заведомо иррационален; его истинный смысл, как считали суфии и близкие к ним богословы, может быть понят и оценен только теми, кто испытал аналогичное переживание.
ШАРӢФ (мн. ч. ащра̄ф, шурафа̄’; «знатный», «благородный») — обозначение потомков Мухаммада (синонимы саййид; мир, амир — Иран, Турция, Индия; хабиб—«возлюбленный» — Аравия, Суматра; сабзпуш—«одетый в зеленое» — Индия). Иногда различают Ш. как потомков внука пророка ал-Хасана и саййидов как потомков его брата ал-Хусайна (ср. ходжа 2).
Первоначально термином Ш. обозначалась мусульманская аристократия—главы известных семей, которые в ходе арабских завоеваний составили новый правящий слой. Под влиянием шиитской пропаганды термин Ш. стал во все большей степени прилагаться к потомкам Мухаммада— ахл ал-байт («люди Дома»). Это представление было закреплено согласным мнением религиозных авторитетов, однако по поводу объема понятия ахл ал-байт в средневековом исламе шла острая полемика.
Х̱УТ̣БА—речь, проповедь, выступление хатиба. В мусульманском ритуале X. появилась, очевидно, еще во времена Мухаммада, хотя в Коране она не упоминается. О X. говорится в жизнеописаниях Пророка, в многочисленных хадисах.
Х̣УКМ («мудрость», «проявление мудрости») — ряд понятий, в основе которых лежит представление о мудром суждении и авторитетном указании:
Х̱АТ̣ӢБ — оратор, проповедник. Поскольку подобная речь (хутба) произносилась обычно в мечети и была связана с богослужением, то функция X. все более приобретала религиозный оттенок.