ал-Басира (араб.; перс, басират) — один из ключевых терминов мусульманской теологии, философии и мистицизма, означающий внутреннее духовное видение. В этом значении термин дважды упомянут в Коране (12:108; 75:14). Ожесточенные споры вокруг понятия «внутреннее духовное видение» начались между представителями различных школ и направлений ислама уже со второго века хиджры и были связаны с вопросом возможности видения неантропоморфизируемого (в отличие от христианства, где данная проблема не стояла так остро) Бога в этом или потустороннем мире.
ДАХР—век как 1) время, которое жители Аравии в эпоху джахилии отождествляли с роком, судьбой; 2) срок существования мира от его начала до конца (с определенным артиклем — ад-Д.— с данного времени до «конца света»); 3) временная длительность, бесконечная в прошлом и будущем (тожд. перс, зарван, зурван).
Низам (араб., «уложение», «устав», «строй»).
1) Н. — совокупность отдельных инструкций и постановлений имама Шамиля и поддержавших его шафи‘итских факихов по разным правовым вопросам, имевших силу государственного законодательства в Имамате Нагорного Дагестана и Чечни в 40–50-х гг. XIX в. Полного арабского текста Н. пока обнаружить не удалось. Его содержание восстанавливается по вольному русскому пересказу арабской копии кодекса, составленной в конце 50-х гг. шамилевским на’ибом Мухамой Танусским (Мухаммад ат-Тануси), извлечению из дневника полковника А.И.Руновского, записавшего свои беседы с пленным Шамилем в Калуге (1859–1870), дагестанским арабоязычным хроникам ‘Абд ар-Рахмана ал-Гази-Гумуки, Мухаммада-Тахира ал-Карахи, хаджжи-‘Али ал-Чухи (2-я треть XIX в.), а также по обширной арабоязычной переписке между Шамилем и должностными лицами Имамата и донесениям российских военных властей 40–50-х гг. XIX в.
Кари (араб. «чтец [Корана]») — литературный псевдоним признанного ещё при жизни узбекского поэта-мистика и каллиграфа Мир-Махмуда Мир-Шамс ад-дина угли (1832–1902). Родился в г. Коканде, там же под руководством известного чтеца Корана Хасана-кари выучил наизусть Коран и в честь учителя стал подписывать свои стихи псевдонимом Кари.
Имам-зада — общее название всех святых мест на территории Азербайджана, связанных, по легенде, с захоронениями шиитских имамов или их близких родственников, бежавших от преследований властей.
Йинли молла (ногайск., «мулла, связанный с духами») — особая категория мулл, общающихся, по представлениям ногайцев, с духами (ногайск. йин)
и пользующихся их помощью при лечении больных и гадании. Считается, что Й. м. водят дружбу с духами-йинами, знают их мир, имена, благодаря чему и обладают феноменальными способностями.
Зикр-и джахр — поминание и прославление Аллаха с произнесением вслух определённых формул или его имён. Едва ли не с самого зарождения этой практики выделилось несколько основных видов З. дж., зависевших от конкретных этнорелигиозных традиций регионов, местных обычаев и личного мистического опыта шайхов.
Ахунд (вар. ахун, ахон, от перс. хванд — «учитель», «наставник») — почётный титул толкователей шари‘ата, значение которого не раз менялось в зависимости от региона и эпохи.
ШИРК—придание Аллаху сотоварища, многобожие. Поклонение другим божествам помимо Аллаха, а также предметам и людям рассматривается как тяжелейший грех (кабира), неверие (куфр). Категория Ш., хотя и имела общепринятые определения, вызвала многочисленные толкования, которые явились причиной широкого использования ее в религиозной полемике и открытой политической борьбе внутри самой мусульманской общины.
ШАХӢД (мн. ч. шухада̄’) — 1. «Пожертвовавший собой за веру, погибший мученической смертью».
Согласно хадисам, Ш. утверждает свою веру смертью в войне против неверных. Ему гарантирован рай, куда он попадает, минуя испытания в могиле и в мусульманском чистилище (ал-барзах); поэтому он не нуждается в омовении перед погребением. Ш. прощаются все земные грехи, в раю он получит высокое положение, вблизи трона Аллаха.