ан-Нисба (араб., перс. нисбат) — «связь», «отношение» индивида с родом (племенем), географическим пунктом, профессией, занятием, по которым большинство мусульманских деятелей имеет «вторичное» имя. Кроме того, ан-Н. — один из основополагающих психотехнических терминов исламского мистицизма, означающий духовную связь шайхом и его учеником.
Кори (тадж.; тюрк. кары, от араб. кари’, мн.ч. курра’) — особая категория служителей мусульманского культа, чтецы Корана. Выучивая наизусть весь Коран (или разные его части), К. читает его при совершении различных обрядов. Обычно К. становились слепые или люди с плохим зрением, дабы чтением Корана зарабатывать на жизнь.
Махр (араб.; тюрк., перс.-тадж. мехр)— норма мусульманского права, обеспечение (денежное или имущественное) жены мужем, устанавливаемое при бракосочетании и остающееся в ее собственности после смерти мужа и при разводе с ним по его инициативе.
Маснави-хвани (араб.-перс.; тюрк, маснави-хонлик) — чтение и толкование мистических стихов. Традиция М.-х. восходит, видимо, к раннеисламским поэтическим кружкам (муша‘ара). С развитием жанра маснави выделяются элитные кружки, где предметом обсуждений и толкований стала мистическая поэзия в форме четверостиший (руба‘и), газелей и т.д.
Марсийа (араб. «оплакивание умершего»)— особый вид лирической посмертной элегии, получивший широкое распространение в арабской, персидской и тюркоязычной литературе; известны М. и на других языках, носители которых исповедуют ислам (например, малайцы) и находятся под влиянием мусульманской культуры.
Мактаб (араб.; перс.-тадж., тюрк.-татар. мектеб — букв. «место, где пишут») — начальная школа обучения детей, существовавшая в Средней Азии, Поволжье, Крыму и в других регионах компактного расселения мусульман (до 30-х гг. XX в.) за счет религиозно-благотворительных пожертвований (вакфов) и пожертвований родителей учащихся.
Ишан (ишон, эшон, эшен; перс.-тадж., букв. «они») — титул или прозвание, которым в Средней Азии наделяют руководителей (разного уровня) суфийских братств и их потомков. Употребление местоимения 3 л. мн.ч. связано с представлением, что собственные имена духовных вождей считаются запретными и упоминание их грозит всевозможными несчастьями тем, кто их произносит.
ал-‘Илм ал-ладуни — устойчивое понятие божественного знания, разработанное и закрепившееся в исламском мистицизме. При обращении к ал-‘И. ал-л. теоретики и практики суфизма в своих сочинениях практически всегда апеллируют к цитате из Корана (18:64): «...и дали познать ему знанием от Нас».
Джайне (жай, жей, чеч., инг.)— 1) книга;
2) одно из названий рукописного амулета (и его разновидности — талисмана). Некоторые исследователи полагают, что данный термин лег в основу названия ингушского общества Джейрах (Жъайрах Шахьар, Жъайрахой), располагавшегося в бассейне правого притока р. Терек — Армхи, включая район Дарьяльского ущелья от селения Гвилети (Гиелта) на юге и до г. Владикавказ на севере.
ал-Джазба — психотехнический термин практического суфизма, означающий «путь божественного привлечения» и существующий наряду с «путем обучения» (ас-сулук). Ал-Дж. не встречается в Коране ни в этой, ни в какой-либо другой из однокоренных форм. Детально этот термин, скорее всего, был разработан в трудах последователей учений братьев ал-Газали: Абу Хамида ал- Газали (1058-1111)— в теоретическом плане и Ахмада ал-Газали (ум. в 1126 г.)— в практическом.