З̱ИКР (мн. ч. аз̱ка̄р; «упоминание», «память») — поминание как прославление имени бога.
ЗИЙА̄РА («посещение») — паломничество к могилам пророков, «святых» (аулийа’), шиитских имамов, а в Северной Африке — к живым суфийским шайхам.
З̱ĀT — сущность, самость, субъект. В теологическом контексте зат обозначал у фаласифа и мутакаллимов сущность, самость бога, с которой соотносились его атрибуты (сифат).
ДӢН — религия. Происхождение термина дин и его многоаспектность в рамках широкого понятия «религия» связаны как с существованием в языке жителей предисламской Аравии нескольких значений слова дин («обычай», «воздаяние», «власть подчинение»), так и с влиянием значений близких к нему по звучанию религиозных терминов в языках соседних народов.
ал-ДЖА̄ХИЛӢЙА («неведение») — эпоха язычества, обозначение времени до ислама и религиозного состояния жителей Аравии до появления Мухаммада.
ДЖАХАННАМ (от древнеевр. гехинном) — геенна, одно из основных названий ада в исламе. В Коране и мусульманской эсхатологии—место, где неверующие и грешники из людей и джиннов будут подвергнуты наказанию.
ал-ДЖАННА («сад») —самое распространенное название рая в исламе. В Коране и мусульманской эсхатологии—название места, где праведники обретут вечное блаженство.
ал-ДЖАБР («принуждение») — термин мусульманской догматики, использовался для характеристики природы происходящих в мире действий, включая человеческие, как детерминированных богом, который выступает в качестве единственного подлинного действователя (см. ал-джабрийа).
ад-ДАХРӢЙА (или ад-дахрӣйӯн) — дахриты, термин, который мусульманские авторы употребляли в отношении тех, чьи взгляды противоречили представлению о сотворении мира во времени.
ДА̄Р ал-ФАНА̄’ — тленный, преходящий, земной мир. Термин дар ал-фана’ использовался суфийскими авторами как противопоставление дар ал-бака’— миру вечному, потустороннему (часто понимаемому в обиходе как будущая, вечная жизнь; в технической лексике суфиев дар ал-бака’—это такое состояние суфия, когда он, растворившись в боге — фана’,— получал толику божественной мудрости и благодати перед возвращением в обычное состояние).