Правовые толки

Total 8 Contents

aш-ША̄ФИ‘ӢЙА—шафи‘иты, последователи мазхаба, основанного на рубеже VIII—IX вв. имамом Мухаммадом аш-Шафи‘и (ум. в 820 г.). Мазхаб Ш. эклектичен, т. к. сложился под сильнейшим влиянием ханафитского и маликитского мазхабов и воспринял их особенности.

Created by Nika Budakova

ал-Х̣АНАФӢЙА— ханафиты, последователи ханафитского мазхаба (от имени основателя Абу Ханифы, ум. в 767 г.), возникшего в VIII в. в г. Куфа (Ирак). Особенности этого мазхаба таковы: Коран принимается как источник права целиком и безоговорочно; сунна принимается как независимый источник, но только после тщательного отбора хадисов; согласованное мнение (ал-иджма‘), унаследованное от предшественников, учитывается только в том случае, если оно исходит от тех же людей, которые считаются передатчиками достоверных хадисов.

Created by alex01-nw

ал-Х̣АНА̄БИЛА— ханбалиты, сторонники одного из четырех канонизированных суннитских мазхабов, названного по имени основателя-эпонима Ахмада б. Ханбала.

Created by alex01-nw

ал-МА̄ЛИКӢЙА — маликиты, последователи мазхаба, названного по имени его основателя Малика б. Анаса (713—795). Маликизм возник в Медине, быстро распространился в Аравии, затем в Египте, Северной Африке и Андалусии. По маликитскому мазхабу, главным источником права являются Коран и сунна, которая рассматривается как продолжение Корана.

Created by alex01-nw

аз-З̣А̄ХИРӢЙА — захириты, последователи правовой школы (мазхаба) Да’уда б. ‘Али ал-Исфахани по прозвищу ал-Захири (ум. в 883 г.).

Created by admin3

ал-ДЖА‘ФАРӢЙА — джа‘фариты, последователи джа‘фаритской (имамитской) религиозно-правовой школы (ал-мазхаб ал-джа‘фари), названной по имени шестого имама шиитов-имамитов Джа‘фара ас-Садика (ум. в 765 г.).

Created by admin3

АС̣Х̣А̄Б (или ахл) ал-Х̣АДӢС̱ («сторонники», «приверженцы предания») — традиционалисты, одно из основных течений в раннем исламе, оформившееся в VIII в.

Created by admin3

АС̣Х̣А̄Б (или ахл) ар-РА’Й — «сторонники независимого суждения», общее название представителей одного из направлений законоведения VII— VIII вв. в противопоставление асхаб ал-хадис — «сторонники предания». Асхаб ар-ра’й получили это название за предпочтение решать правовые вопросы на основании собственного мнения (ра’й), а не на основании прецедента, извлекаемого из предания (хадиса).

Created by admin3
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.