ал-ИМА̄МА — имамат, институт верховного руководства мусульманской общиной, в котором сливаются власть светская и власть духовная.
МУХ̣А̄КАМА — судебный процесс. Порядок судопроизводства в исламе сложился в главных чертах к середине VIII в. и основан на трех главных принципах: личное участие сторон в процессе, гласность процесса, непрерывность процесса. Процесс должен вестись устно, письменные же свидетельства и доказательства рассматривались только как записи для памяти, истинность которых должна быть удостоверена свидетелями (шахидами). Стороны сами выдвигают обвинение или предъявляют иск и сами защищаются.
МУФТӢ (перс, муфти, тур. мюфти; «дающий фатву») — знаток шари‘ата, дающий разъяснение его основным положениям и принимающий решения по спорным вопросам в форме особого заключения (фатвы), основываясь на принципах шари‘ата и прецедентах.
МУТ‘А — временный, договорный брак, заключаемый на определенный срок (от одного дня до 99 лет) с оговоренным содержанием жене вместо махра и вознаграждением при расторжении брака. В доисламской Аравии М. был обычным явлением. В правовом отношении жена в браке М. приравнивается к жене, которой выплачивается махр, т. е. ее дети являются законными, на нее распространяются права и обязанности замужней женщины.
ИКТИСА̄Б — приобретение мирских благ.
ИК̣Т̣А̄‘ (мн. ч. ик̣т̣а̄‘а̄т; от глагола ак̣т̣а‘а — «отрезать», «наделять») — передача государством права получения хараджа с определенной территории.
‘ИК̣А̄Б (мн. ч. ‘ик̣а̄ба̄т; синонимы ‘укуба, ‘азаб, джаза’, накал) — наказание, одна из важнейших категорий фикха.
ал-ИДЖТИХА̄Д («усердствование», «большое старание») — деятельность богослова в изучении и решении вопросов богословско-правового комплекса, система принципов, аргументов, методов и приемов, используемых им при этом исследовании, а также степень авторитетности самого ученого (муджтахида) в знании, интерпретировании и комментировании богословско-правовых источников.
ал-ИДЖМА̄‘ — согласие, единодушное мнение (решение) авторитетных лиц по обсуждаемому вопросу, один из источников мусульманского права (фикха).
ИДЖА̄РА — наем. Мусульманское право объединяет в этом понятии как все виды аренды, так и наем работника.