ал-ФИК̣Х («глубокое понимание, знание») — исламская доктрина о правилах поведения мусульман (юриспруденция), исламский комплекс социальных норм (мусульманское право в широком смысле). Ал-Ф. в обоих значениях сложился не сразу с возникновением ислама и становлением мусульманского государства—халифата. До первой половины VIII в, система социальных норм (в том числе и юридических) Халифата в целом не определялась положениями ислама, а состояла преимущественно из норм, которые имели доисламское происхождение и продолжали действовать в новых исторических условиях. На завоеванных арабами территориях прежние юридические нормы и обычаи также сохранялись без серьезных изменений, если не противоречили установкам новой религии, которая поначалу безразлично относилась к собственно правовым вопросам. В это время правовая система Халифата восприняла отдельные элементы римского (византийского), сасанидского, талмудического и канонического (восточнохристианских церквей) права, а также немало местных обычаев, многие из которых впоследствии были исламизированы и включены в ал-Ф.
ФИДА̄’̄Ӣ («жертвующий собой»)— фидаи, прозвание исма‘илитов, жертвовавших своей жизнью для выполнения заданий руководства общины (чаще всего террористических актов).
ФАТВА̄ (мн. ч. фата̄ва̄; «разъяснение»; перс, и тур. фетва; синонимы футйа, ифта’) — богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и практического применения какого-либо предписания шари‘ата или истолкования какого-либо казуса с позиций шари‘ата.
ФА̄СИК (синоним джа̄’ир) — нечестивец, недостойный человек, пренебрегающий основными обязанностями (фард), скомпрометировавший себя с позиций мусульманской морали, но не отрекшийся от ислама. Ф. является правоспособным только при распоряжении своим собственным имуществом. Он может также вступать в брак и заключать сделки, но его партнеры и клиенты вправе требовать гарантии сверх обычных, в частности удостоверения всех договоров и сделок свидетелями (шахада).
ФАРД̣̣ (мн. ч. фурӯд.; «обязательное»; синоним ваджиб)—поступки и нормы поведения, вмененные человеку в обязанность как религиозные заповеди, в первую очередь ритуальные предписания и соблюдение основных норм благочестия.
ФАКӢХ («знающий») — богослов-законовед, знаток богословско-правового комплекса (фикх).
АЙ’ («возвращение») — все, что мусульмане получают от иноверцев мирным путем: все виды налогов и выморочное имущество. Термин восходит к кораническому выражению «ма афа’а Аллаху ‘ала расулихи минхум» («то, что Аллах возвратил от них Своему посланнику»*, 59:6), которым пояснялось, что добыча, доставшаяся без боя («из-за которой не гнали в бой ни коней, ни верблюдов» *), дарована Мухаммаду (возвращена от недостойных владельцев) и он вправе распоряжаться ею по своему усмотрению.
‘УШР (мн. ч. ‘ушӯр; «десятая часть») — налог или сбор в размере 1/10, десятина.
УС̣ӮЛ ал-ФИК̣Х («основы, корни ал-фикха») — источники ал-фикха-права, основы теории и методологии ал-фикха-юриспруденции.
ал-Х̣АДЖЖ— хаджж, паломничество в Мекку, один из пяти «столпов» (рукн) ислама. X. обязателен (хотя бы раз в жизни) для мусульман, которые в состоянии совершить его. X. совершается в месяц зу-л-хиджжа принятого Мухаммадом лунного года и состоит из серии обрядов (манасик ал-Х.).