Мухаммад Парса, хваджа Мухаммад б. Мухаммад б. Махмуд Шамс ад-дин ал-Хафизи ал-Бухари (ум. в 1420 г.)— известный богослов-ханафит и идеолог братства накшбандийа. Родился (точная дата неизвестна: называют 1345, 1348 и 1355 гг.) в бухарской семье ханафитских богословов, одним из его предков был Хафиз ад-дин ал-Кабир ал-Бухари.
Мухаммад Кази, Мухаммад б. Бурхан аддин ал-Мискин ас-Самарканди (ок. 1451— 1516)— крупнейший представитель братства накшбандийа в Мавараннахре. Родился в г. Ахсикате, по преданию, происходил из семьи касанских саййидов.
Нодирхон-домла (Алоутдинов, 1899–1975) — один из основателей САДУМ, автор первых фатв этого учреждения. Родился в г. Ташкенте, в семье Алоутдина (‘Ала’ ад-дин)-домла — старшего мударриса крупнейшей мадрасы Ташкента — Барак-ханы.
Накшбанд, Баха’ ад-дин (1318–1389) — крупнейший представитель среднеазиатского суфизма XIV в. От его ремесла (накшбанд — мастер по шитью золотом) происходит название братства накшбандийа, вместе с тем традиция братства не считает его основателем: он — пятый в цепи руководителей. Духовным основателем накшбандийа считается хваджа Йусуф ал-Хамадани (ум. в 1140 г.).
Нава’и (Навои) (1441–1501) — суфий-поэт, государственный деятель при дворе Тимурида Хусайна Байкары (1469–1506) в Герате. Автор более 30 произведений, основная часть которых написана на чагатайском языке и популярна по сей день. Н. считают основателем узбекской литературы и поэзии. Весьма ощутимо влияние его творчества на тюркоязычную мистическую литературу Средней Азии.
ал-Курсави, ‘Абд ан-Насир б. Ибрахим Абу-н-Наср ал-Булгари (1776-77–1812) — известный татарский богослов и правовед, одна из самых спорных фигур мусульманской науки Волго-Уральского региона. Родился в деревне Курса (Татарстан). Его часто называли "еретиком" за его "фундаменталисткие" взгляды. В плане истории ислама ал-К. представлял идеи возвращения к Корану и сунне.
Муса-хан хваджа-йи Дахбиди, Муджад-диди б. Мухаммад ‘Иса-хан хваджа-йи Дахбиди (ок. 1700— 1776-77)— основоположник муджаддидийа — ветви накшбандийа в Мавараннахре, потомок (в 7-м колене) Махдум-и А‘зама (ум. в 1542 г.). Родился в селении Дахбид (в 15 км к северу от Самарканда), учился в самаркандской Мадрасе Тиллакари, по окончании которой вместе с отцом уехал в селение Карнак (недалеко от Хисара) к своему дяде Мухаммад Риза Хисари Карнаки— видному шайху братства кубравийа в Хисаре.
Мечиланы (Мечиев), Кязим (1859- 1945) — балкарский богослов, мыслитель, поэт, основоположник балкарской поэзии и литературного языка. Родился в ауле Шики, в верховьях Хуламо-Безенгийского ущелья. Его отец, известный кузнец и ремесленник Бекки, будучи холопом (кула), в молодости дважды был продан князьями; он имел еще трех сыновей и пять дочерей.
Машраб (Ишан-и Машраб, Шах Машраб, Дивана-йи Машраб) — поэтическое прозвище (тахаллус) знаменитого поэта-мистика Рахим-баба б. Вали-бабá ан-Намангани (1640-1711). Родился в Намангане в семье ткача Вали-баба.
Кунта-хаджжи, Киши (рубеж XVIII–XIX вв. — 1867 или ок. 1830–1867) — шайх, устаз, проповедник братства (шарика) кадирийа. Родился в селении Инхо (ныне Республика Дагестан), жил в селении Иласхан-Юрт под Гудермесом (ныне Чеченская Республика). Получил духовное образование. Был последователем Гези-хаджжи, накшбандийского шайха из чеченского селения Зандак.