Гамзат-бек (Хамза-бек) б. ‘Али-Искандар ал-Хуцали (Гоцатлинский) ал-Авари (Аварский) (1789–1834) — второй имам Нагорного Дагестана и Чечни, возглавивший начатое Гази-Мухаммадом ал-Гимрави освободительное движение горцев против российского завоевания под лозунгами «войны за веру» (джихад) и распространения шариʻата на Северном Кавказе.
ал-Газигумуки, ‘Абд ар-Рахман (1837–1901) — известный дагестанский учёный, литератор, историограф народно-освободительного движения 20–50-х гг. XIX в. на Северо-Восточном Кавказе. Сын известного дагестанского муршида, шайха Джамал ад-дина Газикумухского (ум. в 1866 г.), брат жены Шамиля — Захиды (Захидат) и муж его старшей дочери Нафисы (Нафисат).
Гази-Мансур, шайх — почитаемый в Крыму святой. Могила находится между Успенским скитом и Чуфут-Кале в юго-восточном конце ущелья Марйам-дере близ Бахчисарая. Согласно османскому путешественнику XVII в. Эвлие Челеби, могила находилась на полпути между Чуфут-Кале и Старым Салачиком. Эвлия Челеби писал, что уроженец ал-Мадины (отсюда его нисба Медини, араб. ал-Мадани), Г.-М. был одним из сподвижников Пророка.
Бадахшани, Саййид Сухраб-и Вали (ум. после 856/1452 г.) — наиболее значительный исма‘илитский теолог бадахшанской низаритской общины пост-Аламутского периода. Практически ничего не известно о его биографии, за исключением тех кратких сведений, которые он сообщает в единственном из дошедших до настоящего времени его трудов — Си ва-шиш сахифа («Тридцать шесть посланий»).
Агеевы — династия московских имамов XIX — начала XX в.
Абызгильдин Джахангир (1875–1938) — религиозный и общественный деятель, просветитель, педагог.
Абдулла/‘Абд Аллах-хан-тура, он же Абдулла-хваджа Эшан-хан угли (1890– 1951) — кокандский поэт, мистик и каллиграф. Родился в г. Коканде (Узбекистан), обучался в кокандских мадрасах, ученик местного известного учёного-богослова и поэта маулави Йулдаша (1861–1922). Поддерживал дружеские отношения с татарским учёным Риза/Рида ад-дином б. Фахр ад-дином.
ШУ‘АЙБ — коранический персонаж, пророк, посланный Аллахом к своим соплеменникам, названным в Коране сначала асхаб ал-айка («люди зарослей» *), а затем ахл Мадйан («жители Мадйана»). Согласно кораническим рассказам, он призывал поклоняться только Аллаху, соблюдать точность в мере и весе, не обманывать людей при торговле, не распространять нечестие, путешествуя по земле.
ШӢС̱— персонаж мусульманских преданий, третий сын Адама, родившийся после убийства Хабиля (Авеля), библейский Сиф. Был благочестивым человеком, получал откровения от Аллаха. Жил в Мекке, регулярно совершал обряд хаджжа, построил здание ал-Ка‘бы из глины и камня. Был похоронен вместе с Адамом и Хаввой в пещере горы Абу Кубайс около Мекки.
аш-ШИБЛӢ, Абӯ Бакр (861—946) — багдадский суфий, ближайший ученик и сподвижник ал-Джунайда и ал-Халладжа. Родился в Самарре, его отец, как и он сам, был главным хаджибом халифа. В возрасте 40 лет был назначен на пост правителя области Демавенд в Северном Иране, но неожиданно отказался от назначения, «раскаялся» и принял суфизм.