Персоналии

Total 327 Contents

ал-Карахи, Мухаммад-Тахир б. Хучалав б. Мухаммад-Тилав ал-Цулди (1809–1880) — крупный дагестанский историк, правовед, знаток грамматики арабского языка, поэт. Нисба ал-Цулди связана с сел. Цулда (ныне: Чародинский р-н Республики Дагестан), где он родился и где сохранилась могильная плита с указанием даты его смерти; Карах — название группы селений, «общество» (джама‘ат) того же района.

Created by Nika Budakova

‘Азиз-хваджа б. мулла Мухаммад-Наби-хваджа, ишан по прозвищу Хазрат-и Пир (1888–1976) — накшбандийский шайх из влиятельного рода саййидов Марва/Мерва, после смерти почитаемый святым (вали/валий).

Created by alex01-nw

Ишан ит-йимас (узб., букв. «ишан, не употребляющий мяса») — ‎прозвище почитаемого ташкентского «святого» Ишан-бабá ахунда ‎Шадман-хваджи Ишанова (род. в 1837 г.). Прозвище связано с тем, что ‎после получения в 1860 г. почётного звания ишан он отказался от ‎употребления мяса. ‎

Created by aamantserev

ал-Исфиджаби Б. (Абу-л-Ма‘али Мухаммад б. Ахмад Баха’ ад-дин ал-‎Исфиджаби, ум. после 500/1106-07 г.) — ханафитский законовед ‎‎(факих), верховный муфтий Караханидов (999–1212) в Самарканде. ‎Получил образование и сформировался как учёный в своём родном г. ‎Исфиджабе, затем был приглашён Караханидами в их столицу ‎Самарканд и назначен на должность муфтийя с титулом муфтий аш-‎шарк ва-л-гарб («муфтий Востока и Запада»). ‎

Created by aamantserev

ал-Исфиджаби ‘А. (‘Али б. Мухаммад ал-Исфиджаби, 1062–1141) — ‎ханафитский законовед (факих), муджтахид, занимавший пост шайх ‎ал-ислама при Караханидах (999–1212) в Самарканде. ‎

Created by aamantserev

Йулдаш, маулави — Мухаммад Йул¬даш Мухаммад ‘Умар угли (1861–1922), крупный учёный-богослов, по¬эт-просветитель и каллиграф. Родился в Ко¬канде, в квартале (махалла) Хваджи-бека, там же в мадрасе Хваджи-бека основательно изу¬чал арабский и персидский языки, Коран, хадисы, ал-фикх. Он хорошо знал арабскую и персидскую литературу и всю жизнь пре¬подавал в кокандских мадрасах хадисы и Дала’ил. Й. публиковал статьи, посвящённые теоретическим и практическим проблемам ислама, в журналах Шура («Совет») и ал-Ислах («Реформа»), издаваемых в начале ХХ в.

Created by Nika Budakova

‎‘Ибрат — поэтический псевдоним Исхак-хан-туры б. Джунайд Аллах-‎хваджи (1862–?), учёного-просветителя и общественного деятеля ‎Узбекистана. ‎

Created by aamantserev

Ибрахим Наккаш (Ибрахим Ходжаев) — современный таджикский ‎поэт, составитель сборников и переписчик религиозной и светской ‎литературы.‎

Created by aamantserev

Джинн (араб. собир. «духи») — джинны, распространённые в мусульманской мифологии духи, чаще злые. В Аравии были известны ещё в доисламскую эпоху как неиндивидуализированные божества, которых жители Макки считали родственными Аллаху (Коран 37:158) и ставили рядом с ним (Коран 6:100). Им приносили жертвы, к ним обращались за помощью (Коран 72:6; эта сура так и называется — «Джинны»).

Created by Nika Budakova

Джигит-бабá, или Джигит Джайдак-ата — астраханский святой-чудотворец. Согласно легенде, обладал чудесной лошадью, способной в считанные секунды переносить седока на значительные расстояния. Таким образом Дж.-б. ежегодно совершал хаджж в Мекку и помогал бедным паломникам из Астрахани возвратиться на родину.

Created by Nika Budakova
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.