Персоналии

Total 327 Contents

Абу Муслим — популярный на Северо-Восточном Кавказе герой исламских легенд. Дагестанские хроники (Дарбанд-нама, Та’рих Дагистан, Та’рих Аби Муслим, Ахты-нама и т.д.) и устные предания приписывают ему распространение ислама в Дагестане и в целом на Кавказе.

Created by Nika Budakova

‘Абд ар-Рахим-баб— известный в бассейне р. Сыр-дарья и в горных областях Тянь-Шаня «святой», считающийся основателем рода хваджей Карахан (кара-хан). Его святилище находится в селении Кара Асман (Арысский район Южно-Казахстанской области), где он известен как Сатук-атиа. Составители генеалогий (насаб-нама) местных хваджен‘ идентифицируют его с Сатук Бу- гра-ханом, основателем династии Караханидов (992-1211).

Created by Nika Budakova

Ханисламов Галлямутдин (‘Аллам ад-дин, 1875–?) — религиозный и общественный деятель, публицист. Родился в сел. Верхне-Узовка Самарской губернии в семье муллы. Воспитывался в семье известного оренбургского имама и издателя М.Хусаинова и обучался в его мадрасе (мадраса Хусаинова), по окончании которой получил должность имам-хатиба первой мечети Оренбурга (с 1906 г.). При помощи своего наставника X. Г. учреждает журнал Дин вэ ма‘ышат («Религия и жизнь») — в ноябре 1907 г. он получает свидетельство Оренбургского губернского правления на занятие должности редактора (журнал издавался с 1908 по 1917 г.).

Created by Nika Budakova

Хани — литературный псевдоним узбекской поэтессы Марйам Мирза-хан (1884–1967), дочери поэта-мистика мирзы ‘Убайдулла(‘Убайд Аллах)-хваджи. Родилась в кишлаке Аимча-какир (недалеко от Куканда). Со стороны отца её предками были известные поэты мирза Каландар Мушриф и мирза Аййуб Бахджат, служившие при дворе кукандских ханов — амира ‘Умар-хана (1810–1822) и Мухаммада ‘Али-хана (1822–1842) — и занимавшие должность библиотекаря, хранителя книг (китабдар).

Created by Nika Budakova

Ханаках-и Хазрат (Мухаммад Йусуф-хан, 1840–1918) — авторитетный мусульманский учёный, продолжатель традиций ферганской школы в областях мусульманского права (‘илм ал-фикх) и суфизма (‘илм ат-тасаввуф), проложивший свой путь в поэзии и творивший под псевдонимом Хазин («грустный», «печальный»), в местных интеллектуальных кругах получивший почётное прозвище Ханаках-и Хазрат Дамулла Маргинани.

Created by Nika Budakova

Хамадани, амир саййид ‘Али б. Шихаб ад-дин б. Мухаммад (1314–1385) — основатель-эпоним суфийского братства хамаданийа-‘алийа, ответвления рукнийи (в свою очередь, ответвления кубравийи). Родился в г. Хамадан (Западный Иран) в семье местного аристократа, по отцовской линии — потомок третьего шиитского имама ал-Хусайна (его мать также принадлежала к ‘Алидам). Согласно некоторым источникам, отец X. был правителем (хаким) Хамадана, но, поскольку в летописях того времени (например, в Та’рих-и Улджайту), перечисляющих имена правителей Хамадана, его имя не упоминается, можно предположить, что в действительности он был не правителем, а советником правителя или высокопоставленным чиновником в канцелярии последнего.

Created by Nika Budakova

Яруллин Габделхабир (1905–1994) — известный татарский проповедник (хатыйб/хатиб), богослов, имам мечети Марджани в г. Казани в послевоенное время.

Created by alex01-nw

ал-Чистави Мухаммад-Закир б. ‘Абд ал-Ваххаб б. ‘Абд ал-Карим ас-Суснави, он же Мухаметзакир Абдулвагапович Мухаметкамалов, 1815 или 1818 — 1893) — имам, мударрис и суфийский наставник первого прихода г. Чистополя.

Created by alex01-nw

ал-Чиркави Са‘ид-афанди (Саид Абдурахманович Ацаев Чиркейский, 1937–2012) — выдающийся суфийский наставник из Дагестана.

Created by alex01-nw

Ниса (араб., «женщина») — псевдоним поэтессы-мистика Аимнисы (1879–1966), дочери муллы Ибрахим-хваджи. Родилась в кишлаке Урта Ак-масджид (недалеко от г. Куканд (Коканд) Фарганской обл., Узбекистан). Начальное образование получила в семье, у матери Айдиннисы. Овладела искусством каллиграфии, что редко кому из женщин удавалось. Открыла у себя в доме начальную школу для девочек и, продолжая дело матери, стала обучать их грамоте, одновременно давая им и религиозное образование.

Created by Nika Budakova
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.