ал-БАГ̣ДА̄ДӢ, Абӯ Манс̣ӯр ‘Абд ал-К̣а̄хир б. Та̄хир (ум. в 1037 г.) — шафи‘итский факих и теолог-аш‘арит, прославившийся своими доксографическими сочинениями.
ал-БАГДА̄ДӢ, Абу-л-Барака̄т Хибатуллах б. Малка ал-Баладӣ (1077—после 1164) — философ, естествоиспытатель и врач. Работал придворным врачом у багдадских халифов и сельджукских султанов.
ал-БА̄БӢЙА (ал-ба̄бӣйӯн) — бабиты (бабиды), последователи религиозно-политического учения Баба, ставшего идеологией демократического народного движения в Иране (1848—1852), направленного против шахской и религиозной власти и против засилья иностранных держав.
БА̄Б («врата»), Саййид ‘Алӣ-Мух̣аммад Шӣра̄зӣ — основатель бабизма, один из руководителей религиозного и социально-политического движения в Иране.
А̄ДА (мн. ч. ‘адат; по-русски употребляется только в форме адат) — обычай, пережиточные нормы доисламских правовых комплексов, а также реалии правовой жизни, не отраженные шари‘атом. В разработках исламских законоведов понятие ‘А. сливается с понятием ‘урф и является его синонимом.
‘АД — в Коране и мусульманском предании: один из древних погибших «народов» Аравии. Упоминается в Коране среди примеров того, как Аллах уничтожил людей благоденствовавших, но возгордившихся и отказавшихся внять увещеваниям.
АБӮ-л-ХУЗ ̱АЙЛ ал-‘АЛЛА̄Ф, Мухаммад б. ал-Хузайл (749 или 753—841 или 849), маула бану ‘абд ал-кайс — крупнейший представитель басрийской школы му‘тазилитов (хузайлитов), их идейный наставник, полемист. Родился в Басре, его дом находился в квартале торговцев кормом для скота, отсюда и его прозвище ал-‘Аллаф.
АБӮ Х̣АНӢФА, ан-Ну‘ман б. С̱а̄бит ал-има̄м ал-а‘з̣ам (699—767) — богослов, факих, мухаддис, основатель и эпоним ханафитского мазхаба.
АБӮ СА‘ӢД МАЙХАНӢ (Мӣханӣ, Михнӣ), Фад̣лаллах б. Абӣ-л-Х̱айр Ах̣мад (967—1049) — один из создателей восточной (хорасанской) школы мистицизма.
АБУ МУСЛИМ, ‘Абд ар-Рах̣ма̄н (Ибра̄хӣм?) — глава аббасидского движения в Хорасане (уб. в 755 г.). Происходил из провинции Исфахан, рожден, вероятнее всего, в рабстве.