Каракюре — селение (Докузпаринский р-н Республики Дагестан), в котором находится одна из старейших «пятничных» мечетей — Джум‘а-мечеть. Расположено недалеко от реки Самур, в 5 км от районного центра Усухчай. История селения окутана многочисленными легендами и рассказами, передаваемыми из поколения в поколение. Согласно историческим преданиям, К. образовалось ещё до принятия ислама из семи небольших селений, развалины большинства из них сохранились до наших дней.
Калакорейш (араб. Кал‘ат ал-курайш — «Крепость/Цитадель курайшитов») — выдающийся историко-культурный, административный и интеллектуальный центр, столица Кайтага (Хайдак), государственного образования Дагестана, зафиксированного арабскими и местными историками в VII — 2-й половине XIX в. В этом селении (Дахадаевский р-н Республики Дагестан) расположена Джум‘а-мечеть («Пятничная мечеть») — один из самых древних культовых памятников раннесредневекового Дагестана.
Казань ― один из древних городов Восточной Европы, имеющий тысячелетнюю историю. Расположен на левом берегу р. Волга при впадении в неё р. Казанка. Древнее поселение возникло на рубеже I и II тысячелетий как пограничный пункт Волжской Булгарии ― раннефеодального государства в Среднем Поволжье, принявшего в 922 г. ислам в качестве официальной религии. Контролируя важные торговые водные и сухопутные пути Средневолжского региона, город постепенно развивался.
Кадимизм (от араб. кадим — «старый») — мировоззренческая установка, определённый тип идеологии, татарский вариант «традиционализма», направленный на освящение и сохранение в неизменном виде религиозных и нравственных ценностей, общественного состояния и социальных институтов, формировавшихся в татарском обществе в процессе его исторического развития.
Йулдаш, маулави — Мухаммад Йул¬даш Мухаммад ‘Умар угли (1861–1922), крупный учёный-богослов, по¬эт-просветитель и каллиграф. Родился в Ко¬канде, в квартале (махалла) Хваджи-бека, там же в мадрасе Хваджи-бека основательно изу¬чал арабский и персидский языки, Коран, хадисы, ал-фикх. Он хорошо знал арабскую и персидскую литературу и всю жизнь пре¬подавал в кокандских мадрасах хадисы и Дала’ил. Й. публиковал статьи, посвящённые теоретическим и практическим проблемам ислама, в журналах Шура («Совет») и ал-Ислах («Реформа»), издаваемых в начале ХХ в.
Йинли молла (ногайск., «мулла, связанный с духами») — особая категория мулл, общающихся, по представлениям ногайцев, с духами (ногайск. йин)
и пользующихся их помощью при лечении больных и гадании. Считается, что Й. м. водят дружбу с духами-йинами, знают их мир, имена, благодаря чему и обладают феноменальными способностями.
ДУМСК — Духовное управление мусульман Северного Кавказа (кумык. Шимали Кавказ мусулманларыны дини Шурасы), советский муфтийат, работавший как верховная инстанция шари‘атского суда для ханафитов, шафи‘итов и ши‘итов-имамитов региона в 1944–1989 гг. Учреждено на организационном съезде ДУМСК 20–23 июня 1944 г. в г. Буйнакске, проведённом по постановлению Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 г.
ДУМД — Духовное управление мусульман Дагестана, сильнейший муфтийат постсоветского Северного Кавказа, правопреемник Духовного управления мусульман Северного Кавказа (ДУМСК). Располагается в Махачкале, там же, где прежде находилось ДУМСК.
Дува ас (ногайск., «молитвенная», или «жертвенная еда») — поминки по покойному, устраиваемые в строго определённые сроки. У ногайцев зафиксированы разные поминальные рубежи. Так, астраханские ногайцы поминали на 3, 7, 20, 40, 100-й день и в годовщину смерти; оренбургские — на 3, 7 и 40-й день; караногайцы — на 3, 7, 40, 100-й день и в годовщину. В последнее время распространяется традиция отмечать 52-й вечер. Основными считаются поминки на 7, 40-й день и через год. Эти даты универсальны, встречаются у большинства народов и уходят корнями в глубокую старину.
Дога (от араб. ду‘а’ — «призыв», «молитва») — один из наиболее распространённых в быту туркмен, как и ряда других мусульманских народов, видов амулетов. Носит универсальный или специализированный характер: от болезней, воздействия злых духов, сглаза, бесплодия, приворота и т.д. Представляет собой треугольный или четырёхугольный матерчатый или кожаный мешочек, в который вложена запись какой-либо молитвы или изречений из Корана в качестве магического оберега, в связи с чем амулет и получил такое название.