Ислам: Энциклопедический словарь.— М.: Наука, 1991

Total 630 Contents

ЗАВА̄ДЖ («бракосочетание»; синонимы джаваз, никах, ‘урс) — равноправный брак.

Created by admin3

ад-ДУРӮЗӢЙА — друзы, члены этноконфессиональной мусульманской общины, выделившейся в начале X в. из среды «крайних» шиитов.

Created by admin3

ДӢН — религия. Происхождение термина дин и его многоаспектность в рамках широкого понятия «религия» связаны как с существованием в языке жителей предисламской Аравии нескольких значений слова дин («обычай», «воздаяние», «власть подчинение»), так и с влиянием значений близких к нему по звучанию религиозных терминов в языках соседних народов.

Created by admin3

ДИЙА (тур. диет, перс, дийе) — вира, пеня, плата за кровь, компенсация за убийство, ранение или увечье.

Created by admin3

ал-ДЖУРДЖА̄НӢ, ‘Алӣ б. Мух̣аммад, по прозванию ас-Саййид аш-Шарӣф (1339—1413) — представитель позднего калама.

Created by admin3

ал-ДЖУНАЙД, Абӯ-л-К̣а̄сим ал-Джунайд б. Мух̣аммад ал-К̣аварӣрӣ ал-Х̱азза̄з ал-Багда̄дӣ (ум. в 910 г.) — родоначальник одного из двух основных течений в мусульманском мистицизме — рационалистического, именуемого «учением о трезвости» и полном самоконтроле, названного по его имени джунайдийа.

Created by admin3

ДЖУМ‘А (йаум ал-джум‘а — «день собрания») — пятница, праздничный день у мусульман, день теоретически обязательного сбора совершеннолетних, здоровых, свободных мусульман в мечеть для полуденной пятничной молитвы и слушания проповеди (хутбы).

Created by admin3

ал-ДЖУВАЙНӢ, Абӯ-л-Ма‘а̄лӣ ‘Абд ал-Ма̄лик б. ‘Абдалла̄х, Има̄м ал-Х̣арамайн (1028—1085) — видный представитель аш‘аритского калама, учитель ал-Газали.

Created by admin3

ал-ДЖУББА̄‘Ӣ, Абӯ ‘Алӣ Мух̣аммад б. ‘Абд ал-Вахха̄б (850—915) — глава басрийских му‘тазилитов, отчим и учитель ал-Аш‘ари.

Created by admin3

ДЖИХА̄Д («усилие») — борьба за веру (тожд.: джихад фи сабили-ллах — «борьба на пути Аллаха»).

Created by admin3
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.