Ислам: Энциклопедический словарь.— М.: Наука, 1991

Total 630 Contents

З̱АХАБӢЙА — 1. В поздних персидских источниках название братства кубравийа в целом.2. Ветвь кубравийа, оформившаяся в самостоятельное шиитское братство, образованное в 30— 40-х годах XV в. Шихаб ад-дином ‘Абдаллахом Барзишабади Машхади в Хорасане.

Created by admin3

З̱ĀT — сущность, самость, субъект. В теологическом контексте зат обозначал у фаласифа и мутакаллимов сущность, самость бога, с которой соотносились его атрибуты (сифат).

Created by admin3

ЗАМЗАМ — священный колодец на территории ал-Масджид ал-Харам. Воде Замзама приписываются разнообразные свойства: она излечивает болезни, утоляет чувство голода и т. д.

Created by admin3

аз-ЗАМАХ̱ШАРӢ, Мах̣мӯд б. ‘Умар Абӯ-л-К̣а̄сим (1075—1144) — богослов-му‘тазилит, законовед ханафитского толка, филолог и литератор.

Created by admin3

ЗАКА̄Т (закят) — налог в пользу нуждающихся мусульман.

Created by admin3

ЗАКАРӢЙА — коранический персонаж, один из праведников (салихун), отец Йахйи, евангельский Захария (отец Иоанна Крестителя).

Created by admin3

аз-ЗАЙДӢЙА — зайдиты, общее название религиозно-политических группировок, признавших имамат Зайда б. ‘Али, наиболее «умеренная» ветвь шиитов.

Created by admin3

ЗАЙД б. С̱А̄БИТ (ок. 615 — ок. 665) — секретарь-писец Мухаммада, составитель письменного текста Корана.

Created by admin3

ЗАЙД б. ‘АЛӢ — брат 5-го шиитского имама Мухаммада ал-Бакира (ум. в 732 г.), эпоним одного из основных ответвлений шиитского ислама — зайдитов (аз-зайдийа).

Created by admin3

ЗА̄ВӢЙА (мн. ч. зава̄йа̄; «угол») — келья, обитель суфия или марабута.

Created by admin3
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.