МАК̣С̣ӮРА («отгороженная») — павильон с резной деревянной решеткой или просто огороженное решеткой место в центральной мечети города рядом с михрабом и минбаром, предназначенные для халифа, правителя или иных высокопоставленных лиц с целью отделить их от толпы. Введение его обычно связывают с Му‘авией (661—680), который хотел обезопасить себя от покушений, нередко предпринимавшихся в тесноте праздничного моления; в конце VII—начале VIII в. М. появляются в столицах крупнейших наместничеств, а затем распространяются по всем соборным мечетям крупных административных центров.
МАКРӮХ («неприемлемое», «недостойное») —категория поступков и действий, не являющихся нарушением шариатских правовых норм, но осуждаемых с моральных позиций. Вопрос о М. трактует раздел фикха ахкам. Как М. оцениваются вызывающее поведение, небрежность при правлении религиозных обязанностей, скупость, жестокость, особенно по отношению к зависимым людям, склонность к роскоши и расточительство, пренебрежение семейными и общественными обязанностями, неоправданное предпочтение одних родственников другим, особенно при выделении долей имущества, брак с иноверкой, брак с малолетней и т. д.
МАККА — Мекка, священный город мусульман, в котором находится главная мечеть Масджид ал-Харам с ал-Ка‘бой, родина основателя ислама, Мухаммада. Древний культовый центр арабов. Согласно мусульманским легендам — место, где некоторое время жили Адам и Ева, Шис, Ибрахим, Исма‘ил и Хаджар. Одна из священных «заповедных» территорий ислама (ал-харам).
МАК̣А̄М (мн. ч. мак̣āмāт) — суфийский термин, обозначавший «стоянку» на «мистическом пути» (ат-тарик). В отличие от мистических «состояний» (см. хал), которые даруются мистику богом помимо его воли, достижение какой-либо «стоянки» требует от суфия постоянного самосовершенствования, самоконтроля и неукоснительного соблюдения всех правил и ограничений, характерных для нее.
МАЗ̱ХАБ (мн. ч. маз̱āхиб; «путь») —технический термин, широко используемый во всех областях ислама -—в богословии, фикхе, хадисах, философии, суфизме. В полемической и богословской литературе, в доксографии и суфизме М. употребляется в значении учение (как синоним макала), доктрина, толк, школа (богословская, философская, школа мухаддисов), способ прохождения мистического пути (у суфиев). В специальном и наиболее устоявшемся значении М.— богословско-правовая школа, толк.
МА’З̱ӮН («получивший разрешение») — раб, получивший от хозяина разрешение вести торгово-ремесленную деятельность, в том числе вести дела хозяина. В пределах, определенных разрешением, он может покупать и продавать, брать и давать в долг, брать и отдавать в залог, имеет свободу передвижения, необходимую для разрешенной деятельности.
ал-МАЗДАКӢЙА (перс. маздакийан)—маздакиты, название одной из сект зороастризма, возникшей в сасанидском Иране на рубеже V—VI вв. и существовавшей в Восточном халифате в первые века ислама. Названа так в честь ее основателя Маздака (имя или почетное прозвище). Секта М. ведет свое происхождение от «крайней» манихейской секты Зардуштакан, которая, по одним данным, возникла в III в., по другим—в V в. и адепты которой верили в окончательную победу добра над злом.
МАЗА̄Р («место, которое посещают») — объект паломничества, обычно — могила мусульманского «святого».
МАЗ̣А̄ЛИМ (сокр. от х̣укм ал-маз̣āлим, или наз̣ар ал-маз̣āлим — рассмотрение незаконных действий) — рассмотрение жалоб на несправедливость, производимое главой государства или его уполномоченным, апелляционный суд. Порядок М. в исламе восходит к доисламским обычаям межплеменных и внутриплеменных разборов жалоб на несправедливый суд.
МАДРАСА (медресе) — место, где учатся; учебное заведение второй ступени после начальной. Самые ранние известия о М. в странах распространения ислама относятся к X в., территориально — к Хорасану и Мавераннахру. Начиная с XI в. М. стала ведущим типом учебного заведения; до этого времени обучение было слабо организованным и происходило в мечетях и в частных домах, а также в гостиницах (хан), библиотеках, больницах.