ИБН БĀБАВАЙХ, аш-Шайх̱ ас̣-С̣адӯк̣ Мух̣аммад б. ‘Алӣ Абӯ Джа‘фар ал-К̣умӣ (ум. в 991 г.) — известный шиитский богослов и факих, признанный знаток шиитских преданий, один из ранних кодификаторов имамитского (джа'фаритского) права.
ИБН ‘АРАБӢ (также Ибн ал-‘Арабӣ), Мух̣йӣ ад-дӣн Абӯ ‘Абдаллāх Мух̣аммад б. ‘Алӣ ал-Х̣āтимӣ ат̣-Т̣ā’ӣ (1165—1240) — крупнейший мусульманский философ-мистик, создатель учения о «единстве и единственности бытия» (вахдат ал-вуджуд).
МАНА̄Т — древнее аравийское женское божество (по прозвищу Тагийа—«владычица», как и ал-Лат), особо почитавшееся в Набатее, Сирии и Хиджазе; видимо, богиня судьбы и смерти.
МАНА̄СИК (ед. ч. мансак; от насака— «очищать», «выбеливать», «заклать жертву», «заниматься делами благочестия») —1. Обряды, совершаемые во время хаджжа. 2. М.—места отправления религиозных обрядов. 3. М.— руководства для совершающих хаджж, публикуемые официальными учреждениями мусульманских стран.
МАНА̄РА [(«место, где зажигают огонь», «маяк»); также ми’зана или ма’зана («место, с которого возглашают азан») и саума‘а («келья отшельника»)]— минарет, башня при мечети, с которой возглашают призыв на молитву. Восходит, вероятно, к христианской колокольне.
МАМЛӮК (мамлюк, «тот, кем владеют») — раб, синоним ‘абд, в отличие от которого никогда не употребляется в переносном значении (как, например, «раб божий»). Первоначально М.— это исключительно приобретенный раб, отличаемый от раба по рождению. В Коране встречается однажды в форме ‘абд мамлук (16:75/77). В хадисах употребляется в сентенциях, призывающих к милостивому отношению к рабам. В праве как особая категория не фигурирует.
Мамлуками называли рабов-воинов, служивших в армии и часто достигавших высоких военных должностей, а с ними порой и свободы.
ал-МА̄ЛИКӢЙА — маликиты, последователи мазхаба, названного по имени его основателя Малика б. Анаса (713—795). Маликизм возник в Медине, быстро распространился в Аравии, затем в Египте, Северной Африке и Андалусии. По маликитскому мазхабу, главным источником права являются Коран и сунна, которая рассматривается как продолжение Корана.
МА̄ЛИК б. АНАС ал-Ас̣бах̣и (713—795) — факих, мухаддис, основатель и эпоним маликитского мазхаба. М. составил свод ал-Муватта’, включающий хадисы, высказывания и решения сподвижников Мухаммада, сгруппированные по определенным правовым темам.
ал-МАЛА̄МАТӢЙА («люди порицания») — общее название мистико-аскетического движения, возникшего в Хорасане в IX в. в рамках нишапурской школы аскетического мистицизма. В основе учения ал-М. лежит догмат полной ничтожности человеческой личности перед богом, а также постулат о совершенной искренности (ихлас) и честности (сидк) в своих поступках. Можно сказать, что движение ал-М. явилось протестом против показной набожности и нарочитого соблюдения внешней обрядности, в которых традиционалисты видели образец проявления истинной веры. Отсюда столь значительное внимание к скрупулезным характеристикам понятия лицемерие (рийа’), под которым понимались любование своей «святостью», чрезмерный аскетизм и горделивость, порожденная успехами в аскетизме.
МАЛАКӮТ — высшая божественная власть, высший мир идей и решений Аллаха, его божественных тайн (асрар). В Коране термин М., имеющий арамейское происхождение, употребляется в значении высшая власть Аллаха, иерархически противопоставляемая обычной, «земной» власти— мулк (6:75; 7:185/184; 23:88/90; 36:83). С М. обычно связано и представление о джабарут (божественном могуществе), тоже одном из «высших» миров, точнее — одной из сфер «высшего» мира, находящегося в непосредственной близости к Аллаху.