МЕШХЕД (араб.-перс. Машхад) — город, административный центр северо-восточной иранской провинции Хорасан, с населением ок. 800 - тыс. чел. (оценка на 1977—1978 гг.). На протяжении всей своей истории имел значение важного политического, культурного, религиозного центра.
МАШХАД — место погребения шахида, наиболее распространенное название для могил почитаемых людей — родичей и сподвижников Мухаммада, шиитских имамов, крупных религиозных деятелей, «святых» (аулийа’). Другие названия— кубба, макам, мазар, имамзада.
МАХР (тур. мехр; синоним садак) — имущество, выделяемое мужем жене при заключении равноправного брака (завадж). Уплата М.— главное условие такого брака и рассматривается как плата жене за брачные отношения. М. принадлежит только жене и обеспечивает ее в случае вдовства или развода по требованию мужа (талак).
МАХ̣МАЛ (михмал, махмил) — в широком значении — установленный на верблюде паланкин, в котором перевозили богатых путников, обычно женщин. М. аш-шариф, или просто М.,— богато украшенный пустой паланкин, символ политического покровительства над святыми местами — Меккой и Мединой (ал-Хараман).
ал-МАХДӢ («ведомый верным путем», «ведомый по пути Аллаха» — фи сабил Аллах) — махди, провозвестник близкого конца света, последний преемник пророка Мухаммада, своего рода мессия. В Коране ал-М. не упоминается, однако идея мессии широко толкуется в хадисах. Первоначально ал-М. отождествляли с Иисусом Христом, который должен возвестить приближение Судного дня. Потом ал-М. стал мыслиться как самостоятельный образ обновителя веры.
МАУЛИД («место рождения», «время рождения»)— 1. Маулид (или маулуд — араб., молид — перс.) ан-наби — праздник рождения пророка Мухаммада, отмечаемый 12 раби‘ I, а также место рождения Пророка—дом в Мекке, превращенный в конце VIII в. в место молитвы. 2. Мавалид (мн. ч. от М.) — панегирики Пророку, рецитация которых составляет непременный атрибут М. ан-Н. 3. М.— праздники дней рождения или смерти (т. е. рождения для вечной жизни) «святых», имамов, шайхов суфийских орденов, в которые считается наиболее предпочтительным паломничество (зийара) к местам их погребения.
МАУЛА̄ВӢЙА (тур. мевлеви, мевлевийа)— суфийское братство, формально основано ок. 1240 г. Джалал ад-дином Руми в Конье (Малая Азия). Название братства происходит от маулави—так последователи и ученики Руми (Маулана) называли себя. В XIV в. в Конье это братство называли джалалийа. М. традиционно входило в число 12 материнских братств, хотя, оставаясь строго централизованным, не породило сколько-нибудь самостоятельной ветви.
Первоначально основу братства составляли мелкое купечество, базарный люд, ремесленники, торговцы и т. д.— «необразованные и занятые ремеслом»; постепенно социальное лицо М. изменилось и оно превратилось в братство, рекрутировавшее своих членов из элитарных и образованных кругов общества; большинство османских султанов были связаны с М.
МАУЛА̄ (мавля; мн. ч. мавāлӣ) — 1) покровитель, заступник, господин (в Коране об Аллахе: 3:150/143; 8:40/41 и др.; обычно в форме маулана — «господин наш»); 2) покровительствуемый, чаще всего вольноотпущенник, который после освобождения сохранял узы определенной зависимости от хозяина или его наследников. После мусульманских завоеваний М. стали называть неарабское население покоренных областей, считавшееся как бы находящимся под покровительством завоевателей.
ал-МА̄ТУРӢДӢ, Абӯ Манс̣ӯр Мух̣аммад б. Мух̣аммад ал-Х̣анафӣ ас-Самарк̣āндӣ (870—944) — Основатель школы в каламе, последователи которой назывались матуридитами (ал-матуридийа). Учение ал-M. получило распространение преимущественно среди ханафитов Мавераннахра.
ал-МАСӢХ̣ («помазанник») —мессия. В Коране и мусульманских преданиях ал-М.— обозначение ‘Исы (Иисуса), ставится перед его именем или употребляется отдельно. Оно появляется в мединских сурах Корана—в истории благовещения, в цитировании высказываний христиан об обожествлении ‘Исы и в опровержениях этого обожествления