Ислам: Энциклопедический словарь.— М.: Наука, 1991

Total 630 Contents

Машад-ата (от араб. машхад — «Место гибели и захоронения ‎шахида») — известное «святое» место и историко-архитектурный ‎памятник на юго-западе Туркменистана. ‎

Created by aamantserev

Махмуд-ишан — мазар и одноимённое кладбище на западной окраине ‎Ашхабада, в р-не Кёши — так называлось старое текинское село, в ‎ХХ в. слившееся с городом. Место захоронения Махмуд-ишана (туркм. ‎Mahmyt işan, ок. 1790 — 1880?), известного религиозного и военного ‎деятеля.

Created by aamantserev

Кош мадраса I — архитектурный ансамбль в Бухаре, состоящий из мадрасы Мадар-и хан и мадрасы ‘Абд Аллах-хан, обращённых фасадами друг к другу. Подобное сочетание двух зданий в Средней Азии обозначается термином кош («двойное», «парное»). Ансамбль расположен в западной части Хисар-и нау («Новый город») к юго-западу от Арка.

Created by Nika Budakova

Коран в Туркменистане. Туркменистан относится к тем мусульманским регионам, где до середины 90-х гг. прошлого века главная книга последователей ислама, К., никогда не издавалась. Литографические и типографские издания К., использовавшиеся в религиозной практике туркменского духовенства XIX–XX вв., печатались за его пределами — в Иране, Турции, Индии, а чаще в литографиях и типографиях Казани, Ташкента, Самарканда и некоторых других книгопечатных центров Российской империи. Примерно так же обстояло дело и с изданием иной мусульманской литературы, функционировавшей на территории современного Туркменистана.

Created by Nika Budakova

Кокил (кокул, какюл; синоним хайдар, муйи-ниёзи) — прядь волос, косичка, чуб, который оставляли мальчикам на макушке или спереди. Обычай, широко распространённый у народов Средней Азии, был связан с посвящением ребёнка какому-нибудь «святому» (мазару) или ишану. Такой обет давали обычно родители в том случае, если до этого дети у них умирали, либо рождались только девочки, либо родившийся ребёнок много болел.

Created by Nika Budakova

Китаб-хана XIX в. — здание библиотеки в квартале Мулла Пайрави (в X–XII вв. — Сиккат ад-дихкан, в XV–XVI вв. — Ку-йи дихкан) в восточной части Хисар-и кадим Бухары. Между К.-х. и западной стеной мечети Мулла Пайрави располагается полуразрушенная постройка, из неё — лестница в К.-х. Местное предание связывает строительство библиотеки с именем хваджи Мухаммада Парсы (ум. в 1420 г.). Строительный материал — квадратный жжёный кирпич (22–23,5х4 см).

Created by Nika Budakova

Катта Кенагас (узб. «Большой Кенагас») — селение, расположенное в Учкоприкском р-не Ферганского вилайата (в 13 км к востоку от г. Коканда), богатое своим историческим прошлым. Оно играло важную роль в экономической и культурной жизни Кокандского ханства и по этой причине много раз упоминается (иногда под названием «Кенагас-и калон») в письменных источниках, повествующих о происходивших в регионе событиях. Поскольку в прошлые времена кишлак включал в себя более десяти кварталов (махалла), он получил название «Тысячедомный Кенагас».

Created by Nika Budakova

Касим-шайх ‘Азизан Карминаги (ум. в 1578-79 г.) — популярный в Средней Азии религиозно-политический деятель, глава суфийского братства йасавийа. Родился в г. Кармина — одном из провинциальных городов Бухарского ханства. Духовная цепь (силсила) К.-ш. возводится к эпониму братства Ахмаду Йасави (ум. в 1166-67 г.).

Created by Nika Budakova

Кари (араб. «чтец [Корана]») — литературный псевдоним признанного ещё при жизни узбекского поэта-мистика и каллиграфа Мир-Махмуда Мир-Шамс ад-дина угли (1832–1902). Родился в г. Коканде, там же под руководством известного чтеца Корана Хасана-кари выучил наизусть Коран и в честь учителя стал подписывать свои стихи псевдонимом Кари.

Created by Nika Budakova

ал-Карахи, Мухаммад-Тахир б. Хучалав б. Мухаммад-Тилав ал-Цулди (1809–1880) — крупный дагестанский историк, правовед, знаток грамматики арабского языка, поэт. Нисба ал-Цулди связана с сел. Цулда (ныне: Чародинский р-н Республики Дагестан), где он родился и где сохранилась могильная плита с указанием даты его смерти; Карах — название группы селений, «общество» (джама‘ат) того же района.

Created by Nika Budakova
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.