Нур-Мухаммад аулйа (араб. аулийа’) — мусульманская святыня, расположенная на мусульманском кладбище у мишарского сел. Янго-Аскер в Наримановском р-не Астраханской обл. и названная именем астраханского святого-чудотворца. По преданиям, Нур-Мухаммад ахун-хваджа Урдяк (Урдэк)-адже (от араб. хаджжи), возвращавшийся из паломничества со своим родным братом, по дороге неожиданно умер. Брат похоронил его на месте смерти. Могила святого долгое время была неизвестна окрестным жителям, и тогда его дух стал являться им во сне и просить огородить захоронение. Местные жители сочли, что это святой, и возвели аулйа. Вскоре вокруг святого места образовалось мусульманское кладбище.
Ниса (араб., «женщина») — псевдоним поэтессы-мистика Аимнисы (1879–1966), дочери муллы Ибрахим-хваджи. Родилась в кишлаке Урта Ак-масджид (недалеко от г. Куканд (Коканд) Фарганской обл., Узбекистан). Начальное образование получила в семье, у матери Айдиннисы. Овладела искусством каллиграфии, что редко кому из женщин удавалось. Открыла у себя в доме начальную школу для девочек и, продолжая дело матери, стала обучать их грамоте, одновременно давая им и религиозное образование.
ДАХР—век как 1) время, которое жители Аравии в эпоху джахилии отождествляли с роком, судьбой; 2) срок существования мира от его начала до конца (с определенным артиклем — ад-Д.— с данного времени до «конца света»); 3) временная длительность, бесконечная в прошлом и будущем (тожд. перс, зарван, зурван).
Нийаз-кули ат-Туркмани, халифá, б. Балта-Мухаммад ас-Суфи ал-Халаджи ал-Хурасани ал-Бухари (ум. в 1820-21 г.) — один из видных учёных и суфийских наставников братства накшбандийа-муджаддидийа в Бухаре на рубеже XVIII–XIX вв. Родом из местности Лаббан, из племени ир-сари, носил почётные прозвища Пир-и дастгир («Наставник-хранитель») и ад-Дарвиш аш-шараф («Благородный дарвиш»).
Низам (араб., «уложение», «устав», «строй»).
1) Н. — совокупность отдельных инструкций и постановлений имама Шамиля и поддержавших его шафи‘итских факихов по разным правовым вопросам, имевших силу государственного законодательства в Имамате Нагорного Дагестана и Чечни в 40–50-х гг. XIX в. Полного арабского текста Н. пока обнаружить не удалось. Его содержание восстанавливается по вольному русскому пересказу арабской копии кодекса, составленной в конце 50-х гг. шамилевским на’ибом Мухамой Танусским (Мухаммад ат-Тануси), извлечению из дневника полковника А.И.Руновского, записавшего свои беседы с пленным Шамилем в Калуге (1859–1870), дагестанским арабоязычным хроникам ‘Абд ар-Рахмана ал-Гази-Гумуки, Мухаммада-Тахира ал-Карахи, хаджжи-‘Али ал-Чухи (2-я треть XIX в.), а также по обширной арабоязычной переписке между Шамилем и должностными лицами Имамата и донесениям российских военных властей 40–50-х гг. XIX в.
Нижнекамск (Татарстан) — крупный центр нефтехимической промышленности, расположенный на левом берегу р. Камы, северо-восточнее устья р. Зай.
В 1989–1996 гг. по проекту архитекторов Р.И.Макуева и Ф.Г.Ханова в Н. построена Городская соборная мечеть с Центром культуры и истории булгар и ислама.
Мечеть расположена на площади, окружённой высотной жилой застройкой. Представляет собой первую на территории Татарстана зальную многоминаретную мечеть.
ан-Насафи Наджм ад-дин Абу Хафс ‘Умар б. Мухаммад б. Ахмад (1068–1142) — учёный-энциклопедист: теолог-матуридит, факих-ханафит, мухаддис, филолог и поэт.
О биографии ан-Н. Н. сообщают более 20 источников, главные из них ал-Ансаб и ат-Тахбир фи-л-му’джам ал-кабир Абу Са‘да ас-Сам‘ани (ум. в 1167 г.). Как учёный сформировался в Насафе, где его учителями были Абу-л-Йуср Мухаммад б. Мухаммад ал-Паздави (ум. в 1099-1100 г.), ал-Хасан б. ‘Абд ал-Малик ан-Насафи (XI в.), Мухаммад б. Ахмад ал-Маймарги ан-Насафи (XI в.), Исма‘ил б. Мухаммад ан-Нухи ан-Насафи (ум. в 1089 г.), Иа‘куб б. Мухаммад ан-Нухи ан-Насафи (ум. в 1129 г.) и др.
ан-Насафи Наджм ад-дин Абу Хафс ‘Умар б. Мухаммад б. Ахмад (1068–1142) — учёный-энциклопедист: теолог-матуридит, факих-ханафит, мухаддис, филолог и поэт.
Насафи ‘Азиз б. Мухаммад (ум. после 1282 г.) — мистик и учёный. Родился в г. Насафе (Нахшабе — совр. Карши, Республика Узбекистан) в конце XII в. Сведений о семье и родственном окружении нет. Получил основательное медицинское, философское и суфийское образование в Насафе и Бухаре; был практикующим врачом. В возрасте около 20 лет стал на суфийский путь, однако имя его первого наставника (муршида) неизвестно: Н. ‘А. везде называет его просто «нашим шайхом» (шайх-и ма).
Намазгах Самарканда находится в юго-восточной части города, в 1 км к югу от стен средневековой крепости (хисар), за воротами Хваджа Ахрар. Здание мечети (51,25х15,65 м) возведено в 1-й половине XVII в. по распоряжению диван-биги Надира — могущественного сановника Аштарханида Имам-кули-хана (1612–1642).