ФАКӢХ («знающий») — богослов-законовед, знаток богословско-правового комплекса (фикх).
ФАКӢР — бедняк; человек, нуждающийся материально или духовно. Противопоставление «бедного» человека—Ф.— «богатому (независимому, ненуждающемуся)» Аллаху встречается в Коране (35:15/16) и стало характерным для мусульманского богословия. С другой стороны, забота о бедняках (фукара’), т. е. социально обделенных, предписывается Кораном, сунной и этиконазидательными сочинениями
ФАЙД — излияние, эманация. Термин, принятый в мусульманской богословской и философской литературе для обозначения процесса порождения (как правило, трехступенчатого) вселенной из божественного источника (ср. судур). Учение о Ф. восходит к неоплатоновским эманационным доктринам, как они изложены в арабских переводах сочинений Плотина, Прокла, Порфирия.
Х̱АЙБАР— оазис к северу от Медины, существовал еще в VI в. до н. э. В VII в. и. э. X. располагался в нескольких плодородных долинах, богатых водой, финиковыми рощами и полями. Население его составляли земледельцы-иудеи и обращенные в иудаизм арабы. Мухаммад во главе отряда (ок. 1,5 тыс. чел.) выступил против жителей X., враждебных ему. После полуторамесячной осады и ухода союзников X. из племени гатафан оазис был захвачен.
Х̣АДӢС̱ (мн. ч. ах̣а̄дӣс̱; «новость», «известие», «рассказ») — хадис; хадисы — предание о словах и действиях Мухаммада, затрагивающее различные религиозно-правовые стороны жизни мусульманской общины.
АЙ’ («возвращение») — все, что мусульмане получают от иноверцев мирным путем: все виды налогов и выморочное имущество. Термин восходит к кораническому выражению «ма афа’а Аллаху ‘ала расулихи минхум» («то, что Аллах возвратил от них Своему посланнику»*, 59:6), которым пояснялось, что добыча, доставшаяся без боя («из-за которой не гнали в бой ни коней, ни верблюдов» *), дарована Мухаммаду (возвращена от недостойных владельцев) и он вправе распоряжаться ею по своему усмотрению.
ал-Х̱АД̣ИР (ал-Хидр, Хидр, Хизр, Хадрати Хизр, Ходжа Хидр) — персонаж мусульманских преданий, праведник, один из первых людей, человек, которому дарована вечная жизнь, чтобы поддерживать в людях веру в Аллаха. Один из четырех «бессмертных» мусульманской мифологии наряду с ‘Исой, Илйасом и Идрисом. Ал-Х. пользуется огромной популярностью в бытовом исламе, во многих мусульманских странах есть места поклонения ему, включающие в себя реликты доисламских верований, часто связанных с божествами плодородия.
ЧИШТӢЙА — суфийское умеренно суннитское братство, сложившееся в Восточном Хорасане и оформившееся на рубеже XII—XIII вв. в Индии. Возводит духовную силсила к ‘Али б. Аби Талибу через Ибрахима б. Адхама (ум. в 776 г.) и Хасана ал-Басри (ум. в 728 г.), принадлежит к числу 12 материнских братств.
‘УШР (мн. ч. ‘ушӯр; «десятая часть») — налог или сбор в размере 1/10, десятина.
УХ̣УД (Оход) — гора в 5 км севернее Медины, на склонах которой 23 марта 625 г. произошло сражение мусульман с мекканцами, желавшими отомстить за поражение при Бадре.