Ислам: Энциклопедический словарь.— М.: Наука, 1991

Total 630 Contents

ФИДА̄’̄Ӣ («жертвующий собой»)— фидаи, прозвание исма‘илитов, жертвовавших своей жизнью для выполнения заданий руководства общины (чаще всего террористических актов).

Created by Nika Budakova

ФА̄ТИХ̣А («Открывающая [книгу]») — название первой суры Корана, текст которой широко употребляется в качестве молитвенного. Имеются и другие названия Ф., например умм ал-китаб (К. 3:7/5)—«мать книги», саб‘ ал-масани (15:87) — «семь повторяемых», ал-хамд — «хвала». Ф. читают при заключении брака, при похоронах, в некоторых других случаях. Во время молитвы Ф. нужно повторять в начале каждого рак‘ата. Ее текст часто используется в оформлении культовых зданий. Вся Ф., ее отдельные айаты и буквы используются в амулетах.

Created by Nika Budakova

ал-ФА̄Т̣ИМӢЙӮН—Фатимиды, династия шиитских (исма‘илитских) халифов, возводивших свое происхождение к Фатиме, дочери Мухаммада, через Исма‘ила б. Джа‘фара, но истинная генеалогия в период «сокрытых» имамов неясна, даже исма'илитские источники передают ее различно, а суннитские в большинстве случаев вообще отрицают алидское происхождение Ф.

Created by Nika Budakova

ФА̄Т̣ИМА (ум. в 633 г.) — дочь Мухаммада и Хадиджи, жена ‘Али б. Аби Талиба, мать ал-Хасана и ал-Хусайна, один из наиболее почитаемых женских образов в мусульманском мире. Благодаря Ф., пережившей всех своих братьев и сестер и родившей трех сыновей (один умер в младенчестве) и двух дочерей, род Пророка (А̄л ан-наби) не был прерван (см. ахл ал-байт, шариф, саййид). Ф. с мужем и детьми (ахл ал-киса’) —ближайшие родственники Пророка, которым тот, согласно традиции, давал приют в своей палатке или укрывал своим плащом (киса’).
В Коране Ф. прямо не упомянута, но шиитские авторы, следуя методам своей экзегетики (см. тафсир ал-Кур’ан, та’вил), считают, что о ней идет речь в ряде айатов (3:195/193; 55:19; 92:3 и др.).

Created by Nika Budakova

ФАТВА̄ (мн. ч. фата̄ва̄; «разъяснение»; перс, и тур. фетва; синонимы футйа, ифта’) — богословско-правовое заключение, сделанное для разъяснения и практического применения какого-либо предписания шари‘ата или истолкования какого-либо казуса с позиций шари‘ата.

Created by Nika Budakova

ФА̄СИК (синоним джа̄’ир) — нечестивец, недостойный человек, пренебрегающий основными обязанностями (фард), скомпрометировавший себя с позиций мусульманской морали, но не отрекшийся от ислама. Ф. является правоспособным только при распоряжении своим собственным имуществом. Он может также вступать в брак и заключать сделки, но его партнеры и клиенты вправе требовать гарантии сверх обычных, в частности удостоверения всех договоров и сделок свидетелями (шахада).

Created by Nika Budakova

ФАРД̣̣ (мн. ч. фурӯд.; «обязательное»; синоним ваджиб)—поступки и нормы поведения, вмененные человеку в обязанность как религиозные заповеди, в первую очередь ритуальные предписания и соблюдение основных норм благочестия.

Created by Nika Budakova

ФАНА̄’ (от глагола фанийа—«исчезать», «прекращаться»)— суфийский термин, возводимый к кораническому стиху 55:26, означающий [само]уничтожение, «стирание» личностных качеств и атрибутов, замену их божественными. Ф. почти неизменно употребляется со своим коррелятом бака̄’— «пребывание в божестве».

Created by Nika Budakova

ал-ФАЛСАФА—термин, которым в средневековой мусульманской литературе обозначали философию мыслителей, ориентировавшихся на античные модели философствования и называвшихся фаласифа (ед. ч. файласуф), а также саму античную философию. В противоположность религиозным наукам, основанным на «предании» (‘улум наклийа), входившие в ал-Ф. науки именовались «рациональными», основанными на разуме ('улум ‘аклийа).

Created by Nika Budakova

Х̱АЙР — благо, добро. В мусульманской религиозной, теологической и философской мысли X.— этическая и метафизическая категория, соотносимая со злом — шарр.

Created by alex01-nw
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.