Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018

Total 399 Contents

Рукйа (араб.; тюрк, дам солмок; «заклинание», «заговор») — один из самых древних и широко распространенных в Центральной Азии ритуалов, совершаемых для исцеления от физических и душевных недугов, избавления от сглаза и злых чар. В местной традиции существовала специальная литература, содержащая обоснование законности этого ритуала (со ссылками на хадисы).

Created by Nika Budakova

Ринат— мусульманский религиозно-просветительский центр (МРПЦ), расположенный в западной части г. Альметьевска (Республика Татарстан). Построен в 1999 г. (архитекторы А.М.Замалиев и Ф.М.Мавлетов, инженеры С.С.Абдуллин, В.И.Маслова, А. А.Гараев).

Created by Nika Budakova

Расулийа — известная новометодная школа (мадраса) при Пятой соборной мечети г. Троицка. Основана в 1884 г. на средства казахского бая Алтынсарина знаменитым башкирским шайхом, имамом-хатибом и мударрисом Зайнуллой Расулевым.

Created by Nika Budakova

Садр-и Зийа (Дийа’), Мухаммад Шарифджан-махдум (1867, Бухара – 1938) — известный кази Бухары, поэт, историк, автор прозаических и поэтических произведений, библиофил и каллиграф.

Created by aamantserev

Садат-и Тирмиз («термезские саййиды») — клан потомков Пророка, возводящий свою родословную к одному из внуков 4-го шиитского имама Зайн ал-‘абидина ‘Али б. ал-Хусайна — ‘Убайд Аллаху ал-А‘раджу. Внук последнего, ал-Хусайн Абу ‘Абд Аллах, перебрался в Мавераннахр, где его единственный сын, ал-Хасан Абу Мухаммад, был назначен накибом («главой» рода).

Created by aamantserev

Рамазан — название мечети в Казани (Республика Татарстан), построенной в 1994 г. по проекту архитектора С.С.Айдарова. Мечеть расположена в глубине застройки на огороженном участке. Относится к типу двухэтажной мечети с раздельными молельными залами и входами для мужчин и женщин и минаретом в центре крыши.

Created by Nika Budakova

Равнаки, Файзаллах (Файд Аллах)-махдум Ходжаев Шахрисабзи (1892-1978)— потомственный судья и правовед, автор сочинений по истории суфийских братств, библиофил, каллиграф, поэт. Родился в Шахрисабзе, учился в мадрасе Кукалдаш в Бухаре, по окончании которой (1919 или 1920 г.) был назначен на должность кази Шахрисабза.

Created by Nika Budakova
Некрополь Чхар Бакр (Бухара)

Сагана — однокамерное наземное либо полуподземное могильное сооружение из жженого или сырцового кирпича, со сводчатым или плоским перекрытием. Средние параметры: погребальная камера — от 2 до 2,5 м в длину, ширина 0,7–1,5 м, высота 0,8–1,4 м. По сути — это однокамерные дахмы упрощенной конструкции, утратившие площадку для установки надгробий.

Created by aamantserev

ар-Рабгузи, Бурхан ад-дин б. Насир ад-дин (род. примерно в сер. XIII в.) — автор одной из первых тюркоязычных (чагатайских) версий «Сказания о пророках». Биографических сведений о нем сохранилось немного. Некоторое время он занимал должность кади в хорезмском селении Рабат-угузи, по которому и получил свою нисбу.

Created by Nika Budakova

Порадуз, хваджа (перс. «господин починщик обуви») — прозвание (по профессии) бухарского суфия Мухаммада б. Ахмада Абу Бакра ал-Искафа (сапожник; ум. в 925-26 г.). Об общественном признании хваджи П. в Бухаре свидетельствуют бухарские хроники, называющие его «предводителем (бузургвар) веры», «великим имамом», «ученым» (‘алим), «законоведом-практиком» (‘амил).

Created by Nika Budakova
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.