Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018

Total 399 Contents

ал-Хаджж (араб. «паломничество») из России — одна из главных манифестаций принадлежности к мусульманской общине и один из важнейших элементов взаимоотношений Российского государства и общины мусульман. Труды средневековых мусульманских историков и географов показывают, что у мусульманского населения территорий, вошедших в состав России, на протяжении веков сложилась устойчивая практика ал-Х.

Created by Nika Budakova

Факири — поэтический псевдоним Исмаила б. Ибрахим-хваджи Шахрисабзи (1910–1980), одного из немногих суфийских шайхов Узбекистана советского периода. Родился в селе Сарасийа Китабского района Кашкадарьинской области, происходил из старинного судейского рода, основатель которого Мирак-шах-хваджа распоряжением ‘Абд ал-‘Азиз-хана II (1645–1680) был назначен судьей (кази) в Балхе.

Created by aamantserev

Туркменистан (Туркмения, территория 488,1 тыс. кв. км, население 5 млн. чел.) — ныне независимое суверенное государство с пожизненным президентом; в 1924-1991 гг.— союзная республика в составе СССР; до того, в 1921-1924 гг.,— Туркменская область как часть Туркестанской АССР.

Created by Nika Budakova

Усул-и джадид (араб.-перс., «новый метод»)— звуковой метод обучения грамоте, давший название (джадидийа) реформаторскому движению на рубеже ХIХ–ХХ вв. среди тюркских мусульманских народов Российского Востока. Движение началось в 80-е гг. в сфере школьного образования введением нового метода обучения грамоте в начальных (мектеб), средних и высших (мадраса) школах.

Created by aamantserev
Усманов Хайрулла

Усманов, Хайрулла (Хайр Аллах б. Усман б. Тимербулат ал-Уфави, 1848–1907) — известный в Урало-Поволжском регионе религиозный деятель и педагог-просветитель.

Created by aamantserev
Усманийа

Усманийа — первое в Башкирии реформированное высшее мусульманское учебное заведение (мадраса), официально открытое в 1887 г. при Первой соборной мечети г. Уфы. Основателем и преподавателем был Хайрулла Усманов (1848–1907) — имам-проповедник (ахун) первого городского прихода. Впоследствии эта мадраса была названа в его честь.

Created by aamantserev
Суфи

Суфи (тюрк. супи, сопи — «набожный», «благочестивый человек») — в земледельческих районах Средней Азии человек, который созывает в мечеть на молитву (синонимы: араб, му’аззин, азанчи). У суннитов С. должен перед началом намаза повернуться в сторону Макки/Мекки и, держась за мочки ушей, прокричать азан.

Created by aamantserev

Турк-и Джанди («тюрк из Джанда (область в низовьях Сыр-дарьи)») или хваджа Джанди— бытующее среди коренных жителей Бухары просторечное имя имама шайха Ахмада б. Фадла Абу Насра ал-Джанди (X в.), который был учеником приверженцев известного бухарского суфия Абу Бакра ал-Калабади (ал-Калабази, ум. в 990 или 995 г.).

Created by Nika Budakova
Султан-Садат

Султан-садат («владычество саййидов») — название фамильной усыпальницы саййидов Термеза, расположенной в 3 км к северо-востоку от современного Термеза (юг Узбекистана), на правом берегу р. Сурхан-дарья, на землях саййидов Термеза. Первым мавзолеем комплекса стала усыпальница (возведена в середине 30-х гг. XIII в.) ‘Ала’ ал-мулка I, носившего титул султан-и садат.

Created by aamantserev

Сулейманов, Габдулвахид (‘Абд ал- Вахид, 1786–1862, Уфа) — религиозно-политический деятель, муфтий ОМДС. Родился в Стерлитамакском уезде Уфимского наместничества. Высшее религиозное образование получил в мадрасе селения Каргалы (Сеитовский посад) Оренбургского уезда.

Created by aamantserev
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.