Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018

Total 399 Contents

Пахлаван Махмуд (1247–1316/22/26) — мавзолей в центре Внутренней ‎крепости Хивы, издавна считавшийся священным местом, куда ‎совершали и совершают паломничество жители Хорезма/Хваризма и ‎соседних областей.

Created by aamantserev

Овлат (туркм.; в русскоязычной литературе — авляд, овляд, от араб. валад, мн. ч. аулад — «потомки») — общее название представителей шести религиозно-социальных групп туркмен (ходжа, ших, сейид, махтум, ата, мюджевюр)

Created by alex01-nw

Мюридизм (от араб. мурид — «желающий следовать [суфийскому ‎пути]», «ученик [суфийского шайха]») — принятое в ‎дореволюционной и советской литературе определение ‎мусульманского повстанчества на Северном Кавказе XIX в. Обычно к ‎М. относят массовое религиозное движение, которое привело к ‎созданию Имамата Нагорного Дагестана и Чечни (1828–1859); реже — ‎антироссийское восстание 1877 г. и даже «антисоветский мятеж» 1920–‎‎1921 гг. дагестанского религиозного и политического деятеля Наджм ‎ад-дина Гоцинского (ал-Хуци). ‎

Created by aamantserev

Мушкул кушад (биби мушкул кушад, мушкил куша; перс.-тадж., ‎‎«госпожа решения») — широко распространённый среди женщин ‎оседлого населения Средней Азии ритуал, совершаемый для ‎исполнения желаний и решения всяких проблем.‎

Created by aamantserev

Мухр-и пир-и дастгир (перс.-тадж., «печать Пира-Хранителя») — название ритуальных печатей, появление которых в обрядах мусульман Бухары связано с именем знаменитого суфийя, ханбалитского богослова и проповедника ‘Абд ал-Кадира ал-Джилани (1077–1166), эпонима суфийского братства кадирийа. Печати представляют собой круглые серебряные или медные пластины с петлевидной или цилиндрической ручкой на тыльной стороне. Диаметр основных пластин 60–64 мм, вес до 44 г.

Created by aamantserev

Ахмад Йасави — эпоним суфийского братства йасавийа, выдающийся «святой» Центрально-Азиатского региона; знаменитая своей монументальностью гробница А. Й. была возведена на месте его погребения по приказу Тимура.

Created by alex01-nw

Мухр-и намаз (перс., «молитвенная печать») — название печати, ‎использовавшейся во время молитвы мусульманами-шиитами ‎Бухары. Это керамическая печать в виде небольшой (37×20 мм) ‎прямоугольной пластины, на лицевой стороне которой в двух ‎фигурных картушах расположены надписи. ‎

Created by aamantserev

Мухиддинов Ходжа (хваджа) Исомиддин — современный продолжатель традиций братства накшбандийа. Родился в 1939 г. в сел. Хожалар Каракульского р-на Бухарской обл. В 1963 г. окончил Самаркандский медицинский институт. Исомиддин рос и воспитывался в духовной семье, где получил начальное образование в арабской письменности.

Created by aamantserev

Аулйа (араб. аулийа’, мн. ч. от вали — «святой», «находящийся под покровительством [Аллаха]», «близкий друг [Аллаха]») — наиболее распространённое наименование мусульманских святых мест (могил святых) в Астраханской обл.

Created by alex01-nw

ал-Мухи Дамадан б. Йа‘куб б. Туфа (1650-51 — 1724-25 или 1734) — разносторонний дагестанский учёный и преподаватель, заложивший основы изучения астрономии, математических и медицинских наук в мадрасах Дагестана. Родился в горном аварском сел. Мегеб (ныне: Гунибский р-н Дагестана), происхождение, родственные связи и жизненный путь ал-М. почти неизвестны.

Created by aamantserev
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.