Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018

Total 399 Contents

Шевлан — туркменское святилище, пример «копии» «святого» места, связанного с именем одного из известных средневековых мистиков. Находится в 11 км восточнее районного центра Гаррыгала, у подножия горы Сюнт. В 50-60-е гг. святилище Ш. представляло собой небольшую купольную гробницу-мавзолей из дикого горного камня на каменистом мысе.

Created by aamantserev

Шахимардан (Шах-и мардан, Шох-и мардон, перс.-тадж., «Предводитель витязей») — «святое» место на юге Ферганской долины, в одном из ущелий Алайского хребта на высоте 1540–1570 м, местонахождение мифической могилы хазрат ‘Али — четвертого «праведного» халифа ‘Али б. Аби Талиба (ум. от ранения в 661 г.).

Created by aamantserev
Шамаил

Шамаил — станковые по форме панно интерьерного назначения, выполненные на основе арабской каллиграфии, в основном религиозного содержания, широко распространившиеся среди мусульман Среднего Поволжья на рубеже ХIХ–ХХ вв. Ш. делились на два основных вида: 1) выполненные на стекле масляными красками и подсвеченные фольгой, 2) выполненные на бумаге печатным либо ручным способом.

Created by aamantserev

Шамс ал-а’имма (араб., «солнце имамов», «глава имамов») — титул ведущих ‘улама’, который один за другим носили пять факихов-ханафитов в Бухаре при Караханидах (992–1211). Первым обладателем титула стал ‘Абд ал-‘Азиз б. Ахмад ал-Халва’и (ал-Халвани) ал-Бухари (ум. в 1056-57 г.), период деятельности которого ознаменовал выдвижение ханафитов на ведущие позиции среди прочих ‘улама’.

Created by aamantserev
Чхар Бакр

Чхар Бакр (Чор Бакр; перс.-тадж., «Четыре Бакра») — мусульманский некрополь (X — начало XX в.), расположенный в 5 км к северо-западу от Бухары в селении Сумитан. В X в. селение принадлежало знаменитому факиху и мухаддису Бухары Абу Бакру Са‘ду (ум. в 971-72 г.) и его сыну Абу Бакру Ахмаду, которые там и похоронены.

Created by aamantserev
Мухаммад-‘Али Чукури

ал-Чукури, Мухаммад-‘Али б. ‘Абд ас-Салих б. ‘Абдул (‘Абд Аллах) (башкир. Гали Сокорой, татар. Чокрый, араб. ал-Гари, 1826–1889) — башкирский суфий, поэт и региональный историк. Ал-Ч. относил себя к башкирскому племени иректе, вел свою родословную от некоего Майки-бия, бывшего на службе у Чингиз-хана, входил в духовно-преемственную цепь братства накшбандийа-муджаддидийа.

Created by aamantserev
Первая Соборная мечеть города Чистополь

Чистопольская мечеть. В 1859 г. в городе Чистополь (Республика Татарстан) на средства купца из Вятской губернии Х.М.Якупова была построена (вместо сгоревшей) на каменном фундаменте мечеть — Первая соборная. Данная мечеть относится к типу одноэтажных мечетей с купольным залом и минаретом над входом.

Created by aamantserev

Чираг-дан (чираг, чираг-хана) — миниатюрные сооружения различных форм из жженого кирпича или мрамора (высотой 50–90 см), предназначенные для возжигания огня у могил «святых». Мраморные Ч. ХVI–XIX вв. сохранились на некоторых мазарах Бухары (Чхар Бакр, Хваджа-йи Ка‘ба и т. д.). Некоторые специалисты считают, что мраморные Ч. повторяют конструкции древнеиранских храмов огня.

Created by aamantserev

Чилтан (перс.-тадж., «сорок человек», синоним тюрк. кырк-чилтан) — категория «святых», почитаемых в Средней Азии. Этот образ «святых» известен также народам Афганистана, Ирана и Турции.

Created by aamantserev

Чилла (чихила, перс.-тадж; араб. арба‘уна — «сорок») — в ритуале некоторых центральноазиатских братств сорокадневное уединение (араб. халва, перс. халват) с постом и исполнением принятых в каждом братстве (тарика) видов зикра и молитв (вирд). Обычно Ч. проводилась в особых помещениях (чилла-хана, халват-хана) при ханаке или усыпальнице «святого» (аулийа’).

Created by aamantserev
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.