Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018

Total 399 Contents

Бартольд, Василий Владимирович (3.XI 1869–19.VIII ‎‎1930) — крупнейший отечественный историк, источниковед и ‎исламовед, авторитет которого был признан как в ученых ‎кругах Западной Европы, так и среди мусульманской ‎интеллигенции. ‎

Created by aamantserev

Барбари — этнографическая группа в Туркменистане, ‎которая в 1920 г., по официальным данным, насчитывала 219 ‎чел. Б.— ираноязычные мусульмане-сунниты ханафитского ‎толка.‎

Created by aamantserev
Стена дербентской крепости. Фото А.К.Аликберова, 1999 г.‎

Баб ал-абваб («Главные ворота»), или сокращенно ал-Баб ‎‎(«Врата»), — арабское название Дербента (перс. Дарбанд — «запор на ‎дверях/воротах») в тот период, когда он находился в составе Арабского ‎халифата (VII–XIII вв.). Однако Б. ал-а., или балад ал-Баб, включал в себя ‎не только собственно город Дербент, но и ‎подвластные ему владения.‎

Created by aamantserev

Адат (араб, 'ада, мн.ч. 'адат — «обычай») — у мусульман Кавказа, как и в других регионах исламского мира, комплекс традиционно сложившихся местных юридических и бытовых институтов и норм, не отраженных в шари'ате или противоречащих ему. Употребляется в трех основных значениях: обычное право, суд по обычному праву, неправовой обычай. В ходе постепенной исламизации региона в VII-XVIII вв. понятие А. из арабского языка (через персидский и тюркские) вошло в общественно-политическую и правовую лексику кавказских народов. В письменных источниках на Кавказе и устной речи местных мусульманских народов встречаются менее употребляемые синонимы А. на арабском ('урф, раем, хакк, ' адл), тюркских (тюре) и кавказских языках (авар, батль, дарг. зега, чечен, и ингуш, юсел и многие другие).

Created by Nika Budakova

Абызы (абыз, абыз-ага, вероятно от араб. хафиз — «знающий Коран наизусть») — участники широкого общественно-религиозного движения среди татар в ХVI–XVIII вв. А. выступали за сохранение исламских традиций и образования в условиях изолированных сельских мусульманских общин. Движение не представляло собой единой централизованной силы, было связано с «народным исламом» и ориентировано прежде всего на максимальную изоляцию от официальных властей. В идеологии движения доминировало представление об имаме, как автономно избираемом главе мусульманской общины.

Created by Nika Budakova

Абузар — мечеть в г. Набережные Челны (Республика Татарстан), построенная в 1993 г. (архитекторы В.А.Манукян и Т.Г.Улатова, инженер-конструктор В.П.Евсеев) и названная именем ближайшего сподвижника пророка Мухаммада— Абу Зарра ал-Гифари, известного набожностью и аскетизмом.

Created by Nika Budakova

Абу Са‘ид Майхани (Михани, Михни), Фадл Аллах б. Аби-л-Хайр Ахмад (967-1049)— один из создателей восточной (хорасанской) школы мистицизма. А. С. М. родился в семье аптекаря в Майхане (селение под г. Абивардом, ныне — Меана Каахкин- ского района Республики Туркменистан), там же и умер. Его отец был связан с суфийскими кругами; он же и приобщил А. С. М. к мистической практике. На одном из суфийских собраний А. С. М. был представлен поэту Абу-л-Касиму Бишру б. Йасину (ум. в 990 г.), который стал первым его наставником в суфизме и стихи которого А. С. М. постоянно цитировал впоследствии в своих проповедях и наставлениях.

Created by Nika Budakova

Абу Муслим — популярный на Северо-Восточном Кавказе герой исламских легенд. Дагестанские хроники (Дарбанд-нама, Та’рих Дагистан, Та’рих Аби Муслим, Ахты-нама и т.д.) и устные предания приписывают ему распространение ислама в Дагестане и в целом на Кавказе.

Created by Nika Budakova

‘Абд ар-Рахим-баб— известный в бассейне р. Сыр-дарья и в горных областях Тянь-Шаня «святой», считающийся основателем рода хваджей Карахан (кара-хан). Его святилище находится в селении Кара Асман (Арысский район Южно-Казахстанской области), где он известен как Сатук-атиа. Составители генеалогий (насаб-нама) местных хваджен‘ идентифицируют его с Сатук Бу- гра-ханом, основателем династии Караханидов (992-1211).

Created by Nika Budakova

Яруллин Габделхабир (1905–1994) — известный татарский проповедник (хатыйб/хатиб), богослов, имам мечети Марджани в г. Казани в послевоенное время.

Created by alex01-nw
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.