Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018

Total 399 Contents

ал-А‘радж, ‘Убайд Аллах б. ал-Хусайн б. Зайн ал-‘абидин ‘Али б. ал-Хусайн б. ‘Али б. Аби Талиб — один из известных представителей Дома Пророка. К нему возводят свои родословные большинство саййидских семей Средней Азии (саййиды Тирмиза/ Термеза, Балха, Самарканда, Касана и др.) (см. схемы 1-3).

Created by Nika Budakova
Мечеть Булгар Казань

Булгар — мечеть в Казани. Кирпичное здание, построенное в 1991–1993  гг. (архитекторы В.П.Логинов и Е.И.Прокофьев). Культовое сооружение с раздельными входами и поэтажными залами для мужчин и женщин. Относится к типу двухэтажной, двухзальной купольной мечети с диагонально-асимметричной постановкой минарета.

Created by aamantserev
Борга-Каш

Борга Каш (ингуш. «Могила Борга / Боргана») — мавзолей «святого», самый ранний из сохранившихся мусульманских памятников на территории Ингушетии. Датирован 808 г.х./1405–06 г. По архитектуре близок к маджарским мавзолеям золотоордынского типа. Имя мастера, как гласит арабская надпись, — Гирей.

Created by aamantserev

Богаз дашы (туркм. «камень беременной / беременности») — святилище в Ашхабадском районе (этреп) в 13 км от столицы Туркменистана, один из наиболее ярких примеров попыток исламизации древних святых мест Средней Азии. Связано с культом плодородия, а в более узком аспекте — с фаллическим культом.

Created by aamantserev

Бихбуди, Махмуд-хваджа (1875–1919) — мусульманский просветитель, публицист, общественно-политический деятель, видный теоретик джадидистского движения в Туркистане. Родился в Самарканде в семье традиционных богословов-правоведов. После начальной школы (мактаб) учился в местной мадрасе, работал секретарем в самаркандской кархана. В 1900 г. Б. М. совершил паломничество в Макку/Мекку.

Created by aamantserev
Муса Бигиев

Бигиев, Муса (Муса Джаруллах [Джар Аллах] Биги, 1875–1949) — известный татарский богослов-реформатор и общественный деятель. Родился в г. Ростов-на-Дону.

Created by aamantserev
Соборная мечеть Биби-Ханум

Биби-Хоним (перс.-тадж., от тюрк. ханум/ханым — «госпожа») — соборная мечеть в г. Самарканде, построенная при Тимуре (1370–1405) и названная именем его жены-красавицы. Для строительства мечети были привлечены зодчие, мастера, художники из Индии, Хорасана, Фарса, Ирака.

Created by aamantserev

Апанаевская Мадраса (известна также под названием Приозерная, а с начала XX в. — Касимийа, по имени последнего имама. Второй соборной мечети) — одно из старейших учебных заведений Казани. Становление А. М. восходит к 70-м гг. XVIII в., когда в Казани была выстроена вторая каменная мечеть (Апанаевская) и учрежден новый мусульманский приход со своим собственным учебным заведением.

Created by Nika Budakova
Апанаев, Габдулла

Апанаев, Габдулла (‘Абд Аллах б. ‘Абд ал-Карим ... б. Апанай, 1862-1919) — татарский религиозный и общественный деятель, просветитель, публицист. Его по праву признают одним из основателей первой мусульманской политической партии в России Иттифак ал-муслимин («Согласие мусульман») и разработчиком ее программных документов.

Created by Nika Budakova

ал-Андарасбани, ‘Абд ас-Салам б. Мухаммад ал-Хиджжи ал-Хваризми (ум. в последней четверти XII в.) — широко образованный хорезмийский ученый-ханафит, симпатизировавший му‘тазилитам, школа которых занимала прочные позиции в Хвариз- ме/Хорезме. Сведений об ал-А. в источниках обнаружить не удалось, однако сохранившаяся часть его биографического словаря позволяет представить творческую биографию этого ученого.

Created by Nika Budakova
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.