Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018

Total 399 Contents
Жамиг

Жамиг (араб, ал-джами‘) — соборная мечеть в г. Елабуга (Республика Татарстан), построенная в 1992–1999 гг. (архитектор Ф.Ш. Галиев, инженер-конструктор С.П.Лихачев). Функционирует с 1994 г.

Created by aamantserev

Гюлшанийа (гулшанийа) — суфийское братство, основанное Ибрахимом б. Мухаммадом Гюлшани (ал-Гулшани) в Азербайджане во второй половине XV в. в правление династии Ак-Коюнлу и распространившееся впоследствии во всех уголках Османской империи (особенно в Египте).

Created by aamantserev

Гюлшани (ал-Гулшани), Ибрахим б. Мухаммад (ум. в 1534 г.) — азербайджанский суфий, известный представитель восточно-тюркского суфизма, основатель-эпоним суфийского братства гюлшанийа (гулшанийа), последователь второго пира (пир-и сани) братства халватийа ас-саййида Иахйи аш-Ширвани аш-Шамахи ал-Бакуви ал-Хашвати (ум. в 1464 г.), мавзолей которого находится в комплексе дворца ширван-шахов в Баку (Республика Азербайджан).

Created by aamantserev
Гул-и сорх

Гул-и сурх (перс.-тадж., «красный цветок», «красная роза») — доисламский (древнеиранский) праздник, который отмечается в Средней Азии и поныне. Он празднуется примерно через десять дней после Науруза и приходится на время бурного цветения тюльпанов, красных маков и роз.

Created by aamantserev

Гулам-ата, Нармат (род. в 1916 г.) — практикующий йасавитский шайх, ныне проживающий под Наманганом в своем родном селении Ку-йи гирван.

Created by aamantserev

Дагестан — республика в составе Российской Федерации. Делится на три историкогеографические зоны— Горы, Предгорье и Плоскость. Включает две историко-этнографические области— азербайджано-лезгинский Юг и аваро-даргино-кумыкский Север. По данным республиканского Комитета по делам религий, подавляющее большинство населения составляют мусульмане (599 из 619 зарегистрированных на 1 апреля 2003 г. религиозных объединений и организаций). Религиозные меньшинства представлены христианами (в том числе 12 православных приходов, 8 общин баптистов, 6 — свидетелей Иеговы, по 5— адвентистов седьмого дня и пятидесятников, один католический приход, община старообрядцев, армяногригорианское общество, община евангельских христиан-лютеран) и иудаистами (4 организации).

Created by Nika Budakova

Давра (араб., перс.-тадж., «круг») — ритуал выкупа грехов человека после его смерти. Распространен у всех народов Средней Азии, кроме памирцев-исма‘илитов, живущих в Горном Бадахшане. В письменной традиции ритуал называется фидйа (араб., «выкуп», «искупление»).
Д. имеет множество вариантов. Обычно ритуал совершается после обмывания и чтения заупокойной молитвы (джаназа), в мечети, на кладбище или в доме умершего. Иногда Д. совершается до или во время обмывания. В ритуале участвует нечетное число человек: нечетная цифра считается символом траура.

Created by Nika Budakova

Ахрар, ‘Убайд Аллах б. Махмуд Насир аддин аш-Шаши, хваджа (Хадрат-и Ишан; 1404-1490) — признанный авторитет суфийского братства накшбандийа второй половины XV в., крупнейший политический деятель и обладатель одного из самых значительных состояний своего времени.

Created by Nika Budakova

ал-Гидждувани (ал-Гудждувани), хваджа ‘Абд ал-Халик б. ‘Абд ал-Джалил (ум. в 1180 или 1220 г.) — основатель, согласно устойчивой традиции («первый в силсиле»), самостоятельной школы мистицизма в Мавараннахре, известной как ходжаган (хваджаган), учение которой впоследствии практически полностью воспринял основатель братства накшбандийа, или накшбандийа-хваджаган, Баха’ ад-дин Мухаммад Накшбанд (1318–1389).

Created by aamantserev
Гёзли-ата

Гёзли-ата — святилище, расположенное в степной зоне Забалханья, в 150 км северо-восточнее Красноводска (ныне Туркменбаши). Это место захоронения суфия XIV в. Хасан-ата, более известного в Туркменистане под почетным прозвищем Г.-а. («отец-прозорливец/провидец»), которое он получил, согласно преданиям, за необычную способность предвидеть события.

Created by aamantserev
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.