Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018

Total 399 Contents

Хваджаган (мн.ч. от перс. хваджа — «господин») — ‎самоназвание мистико-религиозного течения в ‎Центральной Азии, представлявшего в разное ‎время (кон. XII — кон. XV в.) и с различной ‎степенью централизации совокупность ‎суфийских общин, возводивших цепь духовной ‎преемственности (силсила) к своему основателю ‎‎— ‘Абд ал-Халику ал-Гидждувани (ум. в 1180 или ‎‎1220 г.).

Created by Nika Budakova

Хатна-туй (синонимы: суннат-туй, сун-нет-той от араб. сунна — «пример», «обычай», «предание», угыл-туй от тюрк. угыл, угил, огул — «сын») — торжество, связанное с обрезанием мальчика и вступлением его в мусульманскую общину. В Средней Азии мальчику делают обрезание в возрасте 39 лет (предпочтение отдается нечетным годам), крайний возраст— 13 лет.

Created by Nika Budakova

Хатм-и йаздахум (перс.-тадж., «рецитация одиннадцатого») — рецитация коранических сур 11 -го числа каждого месяца мусульманского календаря, обряд, совершаемый мусульманами Бухары. Обряд связан с именем знаменитого ханбалитского проповедника, богослова и суфия ‘Абд ал-Кадира ал- Джилани (1077-1166) и поэтому называется также хатм-и пир-и дастгир.

Created by Nika Budakova

Хазрат-и Имом (тадж. «господин Имам») — мазар (место поклонения) и кладбище в Бухаре, названные по просторечному имени популярного в свое время факиха, «родоначальника бухарской учености» (В.В.Бартольд), основателя ханафитской школы фикха в Мавараннахре Ахмада б. Хафса Абу Хафса ал-Бухари (767-832).

Created by Nika Budakova

Хазира Чашма-йи Аййуб— ‎культовомемориальный комплекс, ‎расположенный в 20 км от Бухары (Вабкентский ‎район). Мемориал возник у источника, который, ‎согласно местным легендам, появился в том ‎самом месте, где во время странствий отдыхал ‎пророк Аййуб (Иов); от удара его посоха тут ‎забил родник.

Created by Nika Budakova

Хазира (араб. «огороженное место», «оградка») — один из видов погребального комплекса. Это огороженный участок, включающий в себя могилы одной фамилии, несколько помещений (худжра) на фасаде, портал с входным купольным помещением (дарваза-хана), иногда небольшие мечети или комнатки (кари’-хана) для ритуального чтения Корана (хатм) за упокой души.

Created by Nika Budakova

Коллекции рукописей Корана в России. Коллекции рукописей и фрагментов К. начали формироваться в России с начала XIX в. Эти рукописи представляют собой образцы книжной продукции 12 веков: с конца VII — начала VIII до конца XIX в., т. е., по существу, всего периода бытования арабской рукописной книги. Географический ареал обширен — от Белоруссии до Нигерии.

Created by aamantserev

Коран в России. Изучение и переводы К. в России на протяжении истории в зависимости от внешне- и внутреполитической обстановки, в которой находилось государство, преследовали две разные цели: полемика или поиск объективной истины.

Created by aamantserev

Казахстан — государство в Центральной Азии. Площадь К., занимающего лесостепные, степные и полупустынные пространства от Волги и Урала до Алтая, — 2,7 млн. кв. км (девятое место в мире). На севере граничит с Западной Сибирью, на юге — с Киргизией, Узбекистаном и Туркменистаном.

Created by aamantserev
Ших Алов

Ших Алов — одно из ныне наиболее популярных и посещаемых «святых» мест в Южном Туркменистане. Расположено на юго-западной окраине большого селения Багир, в 13 км от Ашхабада, между двумя историческими городищами — Старой и Новой Нисой.

Created by aamantserev
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.