Хваджаган (мн.ч. от перс. хваджа — «господин») — самоназвание мистико-религиозного течения в Центральной Азии, представлявшего в разное время (кон. XII — кон. XV в.) и с различной степенью централизации совокупность суфийских общин, возводивших цепь духовной преемственности (силсила) к своему основателю — ‘Абд ал-Халику ал-Гидждувани (ум. в 1180 или 1220 г.).
Хатна-туй (синонимы: суннат-туй, сун-нет-той от араб. сунна — «пример», «обычай», «предание», угыл-туй от тюрк. угыл, угил, огул — «сын») — торжество, связанное с обрезанием мальчика и вступлением его в мусульманскую общину. В Средней Азии мальчику делают обрезание в возрасте 39 лет (предпочтение отдается нечетным годам), крайний возраст— 13 лет.
Хатм-и йаздахум (перс.-тадж., «рецитация одиннадцатого») — рецитация коранических сур 11 -го числа каждого месяца мусульманского календаря, обряд, совершаемый мусульманами Бухары. Обряд связан с именем знаменитого ханбалитского проповедника, богослова и суфия ‘Абд ал-Кадира ал- Джилани (1077-1166) и поэтому называется также хатм-и пир-и дастгир.
Хазрат-и Имом (тадж. «господин Имам») — мазар (место поклонения) и кладбище в Бухаре, названные по просторечному имени популярного в свое время факиха, «родоначальника бухарской учености» (В.В.Бартольд), основателя ханафитской школы фикха в Мавараннахре Ахмада б. Хафса Абу Хафса ал-Бухари (767-832).
Хазира Чашма-йи Аййуб— культовомемориальный комплекс, расположенный в 20 км от Бухары (Вабкентский район). Мемориал возник у источника, который, согласно местным легендам, появился в том самом месте, где во время странствий отдыхал пророк Аййуб (Иов); от удара его посоха тут забил родник.
Хазира (араб. «огороженное место», «оградка») — один из видов погребального комплекса. Это огороженный участок, включающий в себя могилы одной фамилии, несколько помещений (худжра) на фасаде, портал с входным купольным помещением (дарваза-хана), иногда небольшие мечети или комнатки (кари’-хана) для ритуального чтения Корана (хатм) за упокой души.
Коллекции рукописей Корана в России. Коллекции рукописей и фрагментов К. начали формироваться в России с начала XIX в. Эти рукописи представляют собой образцы книжной продукции 12 веков: с конца VII — начала VIII до конца XIX в., т. е., по существу, всего периода бытования арабской рукописной книги. Географический ареал обширен — от Белоруссии до Нигерии.
Коран в России. Изучение и переводы К. в России на протяжении истории в зависимости от внешне- и внутреполитической обстановки, в которой находилось государство, преследовали две разные цели: полемика или поиск объективной истины.
Казахстан — государство в Центральной Азии. Площадь К., занимающего лесостепные, степные и полупустынные пространства от Волги и Урала до Алтая, — 2,7 млн. кв. км (девятое место в мире). На севере граничит с Западной Сибирью, на юге — с Киргизией, Узбекистаном и Туркменистаном.
Ших Алов — одно из ныне наиболее популярных и посещаемых «святых» мест в Южном Туркменистане. Расположено на юго-западной окраине большого селения Багир, в 13 км от Ашхабада, между двумя историческими городищами — Старой и Новой Нисой.