Ислам Маджалласы (Журнал Ислам, с 1926 г. — Ислам) — орган Центрального духовного управления мусульман (ЦЦУМ) в 1924–1928 гг. Главным редактором журнала был заместитель председателя ЦЦУМ, член совета ‘улама’, кади Кашшафутдин Тарджиманов.
ал-‘Илм ал-ладуни — устойчивое понятие божественного знания, разработанное и закрепившееся в исламском мистицизме. При обращении к ал-‘И. ал-л. теоретики и практики суфизма в своих сочинениях практически всегда апеллируют к цитате из Корана (18:64): «...и дали познать ему знанием от Нас».
Дукчи-ишан хаджви (узб. «Сатира на Дукчи-ишана»)— условное название цикла поэтических произведений, посвященных предводителю Андижанского восстания 1898 г. Дукчи-ишану. Цикл состоит из 20 стихотворений (общим объемом более 1500 строк), написанных на староузбекском (чагатайском) языке разными (не менее 11) поэтами. Многие стихотворения называются как «Сатира на Дукчи-ишана» или «Сатира на халифу из Мингтипа». Цикл построен на критике личности Дукчи-ишана и осуждении его деятельности в качестве суфийского «наставника» в среде простолюдинов Андижана, Маргилана и близлежащих районов (в частности, Оша — в нынешнем Кыргызстане).
Дукчи-ишан— прозвище одного из суфийских авторитетов Ферганской долины конца XIX в. Мухаммад-‘Али (Мадали) б. Мухаммад-Сабира. Известен как предводитель Андижанского восстания 1898 г. Родился приблизительно в 1850-51 г. в селении Шахидан (под Маргиланом) в семье потомственного изготовителя веретен (дукчи, ийикчи), откуда и произошло его прозвище. В юношестве он сопровождал отца, выезжавшего в Самарканд и Бухару, где был отдан «в услужение» местным муллам и обучен основам арабской грамматики, чтению Корана и т.п. Примерно в 15-16-летнем возрасте стал муридом накшбандийского шайха Султан-хан-тура в селении Таджик (около Маргилана). Сам Д.-и. писал, что в 26 лет он получил иршад от своего пира.
Дудаланы (Дудов), Айсандыр (известен как шайх ‘ Абдулл ах/‘Абд Аллах Бухарачи, ‘Абдул-Кады /‘Абд ал-Кади, Халал, Карт-бабá и т.д., ок. 1620— ок. 1735)— выдающийся карачаевский религиозный и общественный деятель, поэт, один из первых проповедников ислама в Карачае и Балкарии. Родился в ауле Хурзук Большого Карачая в семье карачаевских князей Дудовых. Был женат на дочери Эльбуздука Крымшамхалова (известен по русским документам 1639 г. как могущественный князь Карачаевской Кабарды). Учился в Бухаре (отсюда его прозвище Бухарачи, ал-Бухари), где выучил арабский язык, получил основательное духовное образование в рамках суннитской традиции. Есть основания полагать, что в Бухаре он приобщился к мистицизму и стал шайхом одного из суфийских братств.
Ибрахим-хазрат — глава современных накшбандийских групп в Узбекистане. Родился в селении Мархамат (под Кукандом/Кокандом) в 1937 г.
Ибрагимов, Габдерашид (‘Абд ар-Рашид, 1857–1944) — татарский богослов, общественно-политический деятель и миссионер. Родился в г. Тара Тобольской губернии, образование получил в сельских мадрасах Тобольской и Казанской губерний. В 1879–1885 гг. продолжил учебу в ал-Мадине/Медине, Макке/Мекке и Стамбуле.
Зынджырлы (Зинджирли) мадраса — один из самых известных памятников крымско-татарской архитектуры, расположенный в урочище Салачик у подножия мыса Бурунчак близ Бахчисарая (Крым). Высшее мусульманское учебное заведение, построенное и учрежденное ханом Менгли-Гиреем I около 1500 г.
Занги-ата (Зенги-ата, Зенги-баба; тюрк., занги — «черный», «смуглый»; ата, ота, баба — «отец», «дед», обращение к старшему по возрасту, уважаемому человеку) — известный среднеазиатский «святой», считающийся последователем Ахмада ал-Йасави (ум. в 1166–67 г.). Настоящее имя неизвестно. В некоторых преданиях ему приписываются имена Ай-хваджа или Имин-бабá.
Восточная Европа. В Европе от Урала до Карпат основной ареал распространения ислама охватывал Северный Кавказ, Поволжье и Приуралье, Крым и Северное Причерноморье, включая степную зону. Были периоды, когда подавляющее большинство населения этого ареала составляли мусульмане. И поныне значительную его часть занимает компактно проживающее мусульманское население.