Каландарийа (от перс. каландар — «бродячий, нищенствующий дарвиш»; араб. каландарийа, тур. календерийа) — сначала мистико-аскетическое движение, возникшее под воздействием идей аскетической школы маламатийа, затем братство (шарика) бродячих нищенствующих дарвишей. К. со времени зарождения претерпело значительную эволюцию.
ал-Калабади (или ал-Калабази), Мухаммад б. Исхак Абу Бакр ал-Бухари (ум. в 990 или 995 г.) — ханафитский факих, автор одного из самых известных ранних трудов по мистицизму как системе на арабском языке. Родился и жил в Калабаде (квартал Бухары), умер, видимо, в Бухаре.
Казылино (Арский район, Республика Татарстан) — селение, известное своей мечетью. Построена по проекту, утвержденному Казанским губернским правлением в мае 1899 г. Мечеть расположена в центре селения, на участке с небольшим уклоном с севера на юг. Тип двухзальной мечети с торцовым расположением минарета над входом.
‘Ишкийа — суфийское братство, члены которого были активны в Мавараннахре в ХV–ХVII вв. В полемике с последователями Накшбанда наставники ‘И. сформулировали основу и конечную цель Пути своего братства — всепоглощающая любовь к Богу (‘ишк), отвращающая сердце Путника (салик) от всего происходящего вокруг, — следствием которых стал один из основных принципов братства: личный аскетизм шайхов.
Ишан (ишон, эшон, эшен; перс.-тадж., букв. «они») — титул или прозвание, которым в Средней Азии наделяют руководителей (разного уровня) суфийских братств и их потомков. Употребление местоимения 3 л. мн.ч. связано с представлением, что собственные имена духовных вождей считаются запретными и упоминание их грозит всевозможными несчастьями тем, кто их произносит.
Исхидж-баб — «святой», культ которого связан с местностью Рибат Исхич в верховьях р. Чаткал в горах Тянь-Шаня (Янги-Базарский район Республики Кыргызстан). Согласно одним преданиям, здесь молился Богу или даже был похоронен пророк (пай-гамбар) Идрис, которого местная мифология называет основателем г. Сайрам (один из важных религиозных центров региона) и его покровителем.
ал-Исхакийа — исхакиты, одна из ветвей кайсанитов, при знавших имамат сына ‘Али от ханафитки Мухаммада б. ал-Ханафии. После смерти последнего (ум. в Медине в 701 г.) часть кайсанитов стала проповедовать идею «возвращения» в качестве мессии (ал-махди) самого Мухаммада б. ал-Ханафии, другие ожидали прихода мессии из его потомства.
Исхак-баб — известный в районах гор Каратау (Южный Казахстан) «святой», считающийся основателем рода хваджей Ак-корган. Согласно местной сакральной истории, И.-б. — потомок имама Мухаммада б. ал-Ханафии (ум. в 700 г.) в пятом колене, прибывший во главе 50-тысячного войска из Сирии в Туркистан для распространения ислама.
ал-Ислах (ал-Ислох; араб., «улаживание», «примирение», «реформа») — журнал, основанный в январе 1915 г. ташкентскими ‘улама’. Выходил два раза в месяц, объем номеров (от 16 до 32 с.) зависел от количества собранного материала. Основные языки журнала — староузбекский («сартский») и таджикский, шрифт — арабский (точнее, так называемый новочагатайский, или джадидистский).
Иж-Буби — приходская школа (мадраса) в селе Иж-Бобья (Иж-Бобино, Татарстан), открытая в 1881 г. Габдулгаллямом б. Нигматулла Нигматуллиным (Буби). Новый этап в истории сельской мадрасы начался в 1895 г. и был связан с педагогической деятельностью детей имама — Губайдуллы Буби (1865- 1938), Габдуллы Буби (1871–1922) и Мухлисы Буби (1869–1937).