Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018

Total 399 Contents

Ляби (Лаб-и) Хауз — один из крупнейших архитектурных ансамблей (ХVI-ХVII вв.) Бухары, расположенный в восточной части Хисар-и нау, или Хисар-и бирун (Нового города), и вытянутый в широтном направлении вдоль торговых улиц. Композиционным центром является большой хауз, по сторонам которого— две мадрасы и ханака, возведенные из жженого кирпича.

Created by Nika Budakova

Лутф Аллах Чусти б. Фатх Аллах (ок. 1485— 1571)— известный предводитель братства накшбандийа и политический деятель Мавараннахра. Родился в селении Чадак (в 10 км к западу от Ахсиката). Его отец получил иршад у йасавитского шайха. После окончания мадрасы в Ахсикате Л. Ч. вернулся в Чадак.

Created by Nika Budakova

Лаух (араб.-перс.)— 1) доска, дощечка, которой пользовались ученики начальных школ при обучении письму; 2) намогильная плита (каменная или мраморная) в мавзолеях и мазарах; 3) в Средней Азии Л. — складная подставка (деревянная или металлическая) для чтения книг.

Created by Nika Budakova

ал-Лакзи, Маммус б. ал-Хасан б. Мухаммад Абу ‘Абд Аллах ад-Дарбанди (приблизительно 1040-1110 гг.), — знаток хадисов и историк, один из влиятельнейших шайхов Баб ал-абваба (Дербента). Родился в Дербенте в семье выходцев из «страны лезгин» (Билад лакз) — государственного образования к юго-западу от Дербентского эмирата.

Created by Nika Budakova

Качаев, Омахан (Ума-хан, первая половина XIX в — 1900) — лакский поэт-мистик. Литературный псевдоним — Дарвиш. Родом из Кумуха (Дагестан), из семьи наследственных военачальников Кази-Кумухского ханства. Прадед К. О., Кача, известен как герой, участвовавший в сопротивлении персидскому завоевателю Надир-шаху (1736–1747).

Created by aamantserev

ал-Касани, ‘Ала’ ад-дин Абу Бакр б. Мас‘уд б. Ахмад (1110–1191) — один из крупнейших мавараннахрских факихов-ханафитов своей эпохи. Родился в г. Касан (северная часть Ферганской долины), учась в Самарканде, написал комментарий к сочинению своего учителя. В странах Ближнего Востока данный комментарий был признан одним из лучших сочинений по фикху.

Created by aamantserev
Каргалы

Каргалы — крупнейший комплекс коранических школ в дореволюционном Башкортостане. Первое исламское учебное заведение (мадраса) в Каргалинской слободе (с 1784 г. — Сеитовский посад) возникло при соборной мечети в 1746 г., через год после основания казанскими купцами во главе с Сагитом Хаялиным этого торгового предместья в 18 верстах от г. Оренбурга на берегу р. Каргала. С ростом слободы как одного из значительных российских центров торговли с восточными странами при солидной поддержке мусульманского купеческого капитала там возникли новые мадрасы.

Created by aamantserev
Карава-Сарай Оренбург

Караван-Сарай — историко-архитектурный комплекс в Оренбурге, состоит из Башкирского народного дома и мечети. Сооружен в 1838–1844 гг. для размещения канцелярии командующего Башкиро-мещеряцким войском и устройства ночлега для приезжих. Строительство осуществлялось на средства, собранные среди башкир и других тюркских народов. Архитектурный образ создавал впечатление башкирского аула.

Created by aamantserev
Зия Камали

Камали, Зия (1873—1942) — известный на Российском Востоке мусульманский религиозный и общественный деятель, педагог-реформатор, исламовед. Родился в Уфимской губернии в семье бедного землевладельца. В 1898 г. он был отправлен на учебу в Стамбул, откуда он вскоре перевелся в Каир, в университет ал-Азхар, где стал учеником богослова-реформатора Мухаммада ‘Абду.

Created by aamantserev

ал-Лакзи, Йусуф б. ал-Хусайн б. Да’уд Абу Йа‘куб ал-Факих ал-Баби (ум. до 108990 г.) — знаток хадисов и придворный историограф династии Аглабидов, правителей Баб ал-абваба (Дербента). Последователь школы аш-Шафи‘и. Родом из «страны лезгин» (Билад лакз).

Created by Nika Budakova
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.