Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. М.: 2006, 2018

Total 399 Contents
Кшкар

Кшкар (Кышкар, Арский район, Республика Татарстан) — селение, в центре которого расположена известная мечеть, построенная в 1776-1777 гг. купцом Байазитом б. ‘Усманом ал-Кшкари (ум. в 1797 г.). В 1865 г. его правнук Муртаза б. Мустафа расширил здание и возвел кирпичный минарет, утраченный в 30-е гг.

Created by aamantserev

ал-Курсави, ‘Абд ан-Насир б. Ибрахим Абу-н-Наср ал-Булгари (1776-77–1812) — известный татарский богослов и правовед, одна из самых спорных фигур мусульманской науки Волго-Уральского региона. Родился в деревне Курса (Татарстан). Его часто называли "еретиком" за его "фундаменталисткие" взгляды. В плане истории ислама ал-К. представлял идеи возвращения к Корану и сунне.

Created by aamantserev

Курбанмурад-ишан — «святое» место, расположенное у северной окраины районного центра Геок-Тепе, в 44 км к западу от Ашхабада, близ шоссе Ашхабад-Красноводск (ныне — Туркменбаши). Одно из наиболее известных туркменских святилищ, связанных с захоронением известных представителей духовенства нового времени.

Created by aamantserev

Мусалла (араб, «место моления»), синоним намазгах (перс.) или ‘идгах (араб.-перс., «место праздника»)— место праздничного моления, проводившегося дважды в год — в праздники разговения (‘ид ал-фитр, в Узбекистане ураза-хаййит, рамазан-хаййит; 1-го шаввала) и жертвоприношения, заклания (‘ид ал-адха, ‘ид ал-курбан, ‘ид ан-нахр, в Узбекистане курбан-хаййит; 10 зу-л-хиджжа).

Created by Nika Budakova

Муса-хан хваджа-йи Дахбиди, Муджад-диди б. Мухаммад ‘Иса-хан хваджа-йи Дахбиди (ок. 1700— 1776-77)— основоположник муджаддидийа — ветви накшбандийа в Мавараннахре, потомок (в 7-м колене) Махдум-и А‘зама (ум. в 1542 г.). Родился в селении Дахбид (в 15 км к северу от Самарканда), учился в самаркандской Мадрасе Тиллакари, по окончании которой вместе с отцом уехал в селение Карнак (недалеко от Хисара) к своему дяде Мухаммад Риза Хисари Карнаки— видному шайху братства кубравийа в Хисаре.

Created by Nika Budakova

Москва. По косвенным данным из сохранившихся летописей и исторических хроник, первые контакты коренного населения М. с народами, исповедовавшими ислам («бесерменами»), относятся к XII в., т.е. практически ко времени основания города.

Created by Nika Budakova

Миградж (араб. ми‘радж— «вознесение [Мухаммада]»)— название мечети в селении Балтаси (Балтасинский район, Республика Татарстан), построенной по проекту Ш.Гараева и открытой в 1994 г. Имам-хатыб — Ж.В.Фазлыев.

Created by Nika Budakova

Мечиланы (Мечиев), Кязим (1859- 1945) — балкарский богослов, мыслитель, поэт, основоположник балкарской поэзии и литературного языка. Родился в ауле Шики, в верховьях Хуламо-Безенгийского ущелья. Его отец, известный кузнец и ремесленник Бекки, будучи холопом (кула), в молодости дважды был продан князьями; он имел еще трех сыновей и пять дочерей.

Created by Nika Budakova

Машраб (Ишан-и Машраб, Шах Машраб, Дивана-йи Машраб) — поэтическое прозвище (тахаллус) знаменитого поэта-мистика Рахим-баба б. Вали-бабá ан-Намангани (1640-1711). Родился в Намангане в семье ткача Вали-баба.

Created by Nika Budakova

Курбангалиевы — династия ишанов и потомственных мулл, известных с начала XVIII в., большой род аргаяшских башкир. Предок К., Хамит Бурсыкаев (род. в 1737 г.), — первый указной мулла деревни Исмаилова Челябинского уезда. По имени его сына Курмангали (род. в 1780 г.) потомки, расселившиеся вокруг озера Аргаяш, стали называться Курмангалиевы.

Created by aamantserev
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.