КА̄ТИБ — пишущий, переписчик, писатель, писец-чиновник. Первоначально К.— грамотные люди, которые записывали откровения Мухаммада, его распоряжения и письма. По мере роста сложной и разветвленной системы управления в мусульманском государстве К. называли чиновников на разных ступенях бюрократической иерархии.
ал-МУХ̣АРРАМ («запретный») — первый месяц мусульманского календаря. До ислама ал-М.— эпитет к названию первого из двух месяцев сафар, начинавших солнечный год и приходившихся на осень; как показывает само название, он принадлежал к числу «священных» месяцев. Возможно, название ал-М. связано с тем, что до ислама в этот месяц совершался хаджж.
‘ИМА̄МА — чалма, мужской головной убор мусульман, состоящий из шапочки и обвязываемого вокруг нее полотнища. Для обозначения ‘И. существует ряд слов на разных языках: тюрбан (от перс, дулбенд), тур. сарык, татар, чалма (вошло в русский язык) и др.
‘ӢД ал-ФИТ̣Р (другие названия: ал-‘ид ас-сагир — араб.; рамазан-байрам, ураза-байрам, кучук-байрам — татар.; шекер-байрамы — тур.) — праздник розговенья в честь завершения поста (ас-саум) в месяц рамадан.
‘ӢД ал-АД̣Х̣А̄ (другие названия: ал-‘ид ал-кабир, йаум ал-адха, ‘ид ал-курбан, ‘ид ан-нахр—араб.; курбан-байрам, буййук-байрам—татар., бакар ‘ид — Индия) — праздник жертвоприношения, один из главных праздников мусульман, начинающийся 10 зу-л-хиджжа и продолжающийся 3—4 дня.
МАХ̣МАЛ (михмал, махмил) — в широком значении — установленный на верблюде паланкин, в котором перевозили богатых путников, обычно женщин. М. аш-шариф, или просто М.,— богато украшенный пустой паланкин, символ политического покровительства над святыми местами — Меккой и Мединой (ал-Хараман).
МАУЛИД («место рождения», «время рождения»)— 1. Маулид (или маулуд — араб., молид — перс.) ан-наби — праздник рождения пророка Мухаммада, отмечаемый 12 раби‘ I, а также место рождения Пророка—дом в Мекке, превращенный в конце VIII в. в место молитвы. 2. Мавалид (мн. ч. от М.) — панегирики Пророку, рецитация которых составляет непременный атрибут М. ан-Н. 3. М.— праздники дней рождения или смерти (т. е. рождения для вечной жизни) «святых», имамов, шайхов суфийских орденов, в которые считается наиболее предпочтительным паломничество (зийара) к местам их погребения.
МАКТАБ (перс., тур. мектеб)—место, где пишут; начальная школа; письменный стол, кабинет, контора, бюро. Как обозначение начальной («коранической») школы термин М. употреблялся как синоним куттаб.
МАДРАСА (медресе) — место, где учатся; учебное заведение второй ступени после начальной. Самые ранние известия о М. в странах распространения ислама относятся к X в., территориально — к Хорасану и Мавераннахру. Начиная с XI в. М. стала ведущим типом учебного заведения; до этого времени обучение было слабо организованным и происходило в мечетях и в частных домах, а также в гостиницах (хан), библиотеках, больницах.
МАДЖЛИС (мн. ч. маджāлис) — место сидения; сиденье, седалище, в предметном значении; место заседания, собрания; помещение для занятий (в мечети, мадраса и т. п.); аудитория; урок, лекция; запись урока, лекции; прием, аудиенция; приемный зал; заседание, собрание, встреча, компания. В Турции и Иране нового времени М. стал означать представительное учреждение (парламент, палата, совет); в таком же значении употребляется в ряде арабских и мусульманских стран и в настоящее время.