Искусство, обычаи, праздники

Total 54 Contents

Кокил (кокул, какюл; синоним хайдар, муйи-ниёзи) — прядь волос, косичка, чуб, который оставляли мальчикам на макушке или спереди. Обычай, широко распространённый у народов Средней Азии, был связан с посвящением ребёнка какому-нибудь «святому» (мазару) или ишану. Такой обет давали обычно родители в том случае, если до этого дети у них умирали, либо рождались только девочки, либо родившийся ребёнок много болел.

Created by Nika Budakova

Маддах (араб., «восхваляющий в стихах», «панегирист», ‎‎«рассказчик») — исполнитель народных сказаний и легенд, ‎повествующих о царях и исламских героях, рассказчик легендарных ‎биографий среднеазиатских религиозных авторитетов, в первую ‎очередь суфийев. Это профессиональные проповедники ислама, ‎осуществлявшие миссионерскую деятельность посредством исполнения ‎художественных текстов.

Created by aamantserev

Бухара: дары бухарских эмиров. Практика дипломатических сношений Российского ‎государства и Бухарского ханства, насчитывающая не одно столетие (первая ‎официальная дипломатическая миссия из Бухары прибыла в Москву в 1589 г., в ‎царствование Федора Иоанновича, 1584–1598), всегда включала обмен посольскими ‎дарами и подношениями правителям.

Created by aamantserev

Дува ас (ногайск., «молитвенная», или «жертвенная еда») — поминки по покойному, устраиваемые в строго определённые сроки. У ногайцев зафиксированы разные поминальные рубежи. Так, астраханские ногайцы поминали на 3, 7, 20, 40, 100-й день и в годовщину смерти; оренбургские — на 3, 7 и 40-й день; караногайцы — на 3, 7, 40, 100-й день и в годовщину. В последнее время распространяется традиция отмечать 52-й вечер. Основными считаются поминки на 7, 40-й день и через год. Эти даты универсальны, встречаются у большинства народов и уходят корнями в глубокую старину.

Created by Nika Budakova

Дога (от араб. ду‘а’ — «призыв», «молитва») — один из наиболее распространённых в быту туркмен, как и ряда других мусульманских народов, видов амулетов. Носит универсальный или специализированный характер: от болезней, воздействия злых духов, сглаза, бесплодия, приворота и т.д. Представляет собой треугольный или четырёхугольный матерчатый или кожаный мешочек, в который вложена запись какой-либо молитвы или изречений из Корана в качестве магического оберега, в связи с чем амулет и получил такое название.

Created by Nika Budakova

Биби Сешанба (ош-и Биби Сешанба) — ритуал, широко ‎распространённый среди женщин оседлого населения Средней Азии. ‎Проводится под началом руководительницы (отин-ойи) по вторникам ‎‎(сешанба — «вторник») и включает в себя чтение сказки Биби ‎Сешанба на узбекском или персидском ‎языке, рецитацию коранических сур и ‎славословий Аллаху и угощение ритуальной едой.‎

Created by aamantserev

Х̣АМА̄’ИЛ — термин для обозначения амулетов, талисманов и оберегов в исламе.

Created by alex01-nw

ША‘БА̄Н (в Индии и Пакистане — шаб-и барат) — восьмой месяц мусульманского лунного календаря. До ислама Ш.— один из четырех (см. К. 9:36) священных месяцев, т. к. по древнеаравийскому календарю на него приходилось летнее солнцестояние.

Created by Nika Budakova

‘УРС (синоним валима) — свадебное торжество. Этап брачной церемонии, во время которого оглашается брачный договор (сига) и выплачивается махр или его часть (садак).

Created by editor02
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.