Искусство, обычаи, праздники

Total 54 Contents

Лаух (араб.-перс.)— 1) доска, дощечка, которой пользовались ученики начальных школ при обучении письму; 2) намогильная плита (каменная или мраморная) в мавзолеях и мазарах; 3) в Средней Азии Л. — складная подставка (деревянная или металлическая) для чтения книг.

Created by Nika Budakova

Дарвишона (дарвешона, перс.-тадж., «приношение нищему») — обряд коллективного угощения мясом жертвенного животного с молитвами о даровании благополучия, который устраивается в некоторых регионах Средней Азии. В том же значении часто употребляется термин худойи («приношение Богу»). Иногда различают ритуал худойи (угощение устраивает кто-то один для всей мусульманской общины) и ритуал Д. (устраивается совместно всеми членами общины).

Created by Nika Budakova
Гул-и сорх

Гул-и сурх (перс.-тадж., «красный цветок», «красная роза») — доисламский (древнеиранский) праздник, который отмечается в Средней Азии и поныне. Он празднуется примерно через десять дней после Науруза и приходится на время бурного цветения тюльпанов, красных маков и роз.

Created by aamantserev

‘Аджам (араб., «неарабы», «плохо говорящие по-арабски») — ираноязычные исламизированные народы восточных провинций Халифата, главным образом Хурасана/Хорасана, Мавараннахра и Туркистана. В ходе длительного и сложного процесса исламизации этих регионов происходило сращивание установок нормативного ислама с древними религиозными и культурными традициями ‘А. Со временем ислам стал для них «своей» религией, произошла их «внутренняя» исламизация.

Created by Nika Budakova

Адат (араб, 'ада, мн.ч. 'адат — «обычай») — у мусульман Кавказа, как и в других регионах исламского мира, комплекс традиционно сложившихся местных юридических и бытовых институтов и норм, не отраженных в шари'ате или противоречащих ему. Употребляется в трех основных значениях: обычное право, суд по обычному праву, неправовой обычай. В ходе постепенной исламизации региона в VII-XVIII вв. понятие А. из арабского языка (через персидский и тюркские) вошло в общественно-политическую и правовую лексику кавказских народов. В письменных источниках на Кавказе и устной речи местных мусульманских народов встречаются менее употребляемые синонимы А. на арабском ('урф, раем, хакк, ' адл), тюркских (тюре) и кавказских языках (авар, батль, дарг. зега, чечен, и ингуш, юсел и многие другие).

Created by Nika Budakova

Ямгыр дувасы (ногайск. «моление о дожде») — различные обряды вызывания дождя, бытовавшие и бытующие на территории Ногайской степи.

Created by alex01-nw

Чиле агач («дерево чиле») — один из наиболее характерных атрибутов святых мест Туркменистана и элементов ритуала паломничества к ним.

Created by alex01-nw

Роузэхан(ы) (перс. хван — «чтение нараспев», «распевание») — дарвиши–исполнители религиозных песнопений, посмертных элегий и панегириков, искусство которых было широко распространено в основном среди шиитов Ирана и Азербайджана.

Created by alex01-nw

Порхан (перс.-тадж. парихон — «заклинатель духов-пери») — шаман у туркмен, целители, специализирующихся на лечении душевнобольных людей и бесплодных женщин.

Created by aamantserev

Мушкул кушад (биби мушкул кушад, мушкил куша; перс.-тадж., ‎‎«госпожа решения») — широко распространённый среди женщин ‎оседлого населения Средней Азии ритуал, совершаемый для ‎исполнения желаний и решения всяких проблем.‎

Created by aamantserev
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.