Искусство, обычаи, праздники

Total 54 Contents

Адат (араб, 'ада, мн.ч. 'адат — «обычай») — у мусульман Кавказа, как и в других регионах исламского мира, комплекс традиционно сложившихся местных юридических и бытовых институтов и норм, не отраженных в шари'ате или противоречащих ему. Употребляется в трех основных значениях: обычное право, суд по обычному праву, неправовой обычай. В ходе постепенной исламизации региона в VII-XVIII вв. понятие А. из арабского языка (через персидский и тюркские) вошло в общественно-политическую и правовую лексику кавказских народов. В письменных источниках на Кавказе и устной речи местных мусульманских народов встречаются менее употребляемые синонимы А. на арабском ('урф, раем, хакк, ' адл), тюркских (тюре) и кавказских языках (авар, батль, дарг. зега, чечен, и ингуш, юсел и многие другие).

Created by Nika Budakova

Ямгыр дувасы (ногайск. «моление о дожде») — различные обряды вызывания дождя, бытовавшие и бытующие на территории Ногайской степи.

Created by alex01-nw

Чиле агач («дерево чиле») — один из наиболее характерных атрибутов святых мест Туркменистана и элементов ритуала паломничества к ним.

Created by alex01-nw

Роузэхан(ы) (перс. хван — «чтение нараспев», «распевание») — дарвиши–исполнители религиозных песнопений, посмертных элегий и панегириков, искусство которых было широко распространено в основном среди шиитов Ирана и Азербайджана.

Created by alex01-nw

Порхан (перс.-тадж. парихон — «заклинатель духов-пери») — шаман у туркмен, целители, специализирующихся на лечении душевнобольных людей и бесплодных женщин.

Created by aamantserev

Мушкул кушад (биби мушкул кушад, мушкил куша; перс.-тадж., ‎‎«госпожа решения») — широко распространённый среди женщин ‎оседлого населения Средней Азии ритуал, совершаемый для ‎исполнения желаний и решения всяких проблем.‎

Created by aamantserev

Мухр-и пир-и дастгир (перс.-тадж., «печать Пира-Хранителя») — название ритуальных печатей, появление которых в обрядах мусульман Бухары связано с именем знаменитого суфийя, ханбалитского богослова и проповедника ‘Абд ал-Кадира ал-Джилани (1077–1166), эпонима суфийского братства кадирийа. Печати представляют собой круглые серебряные или медные пластины с петлевидной или цилиндрической ручкой на тыльной стороне. Диаметр основных пластин 60–64 мм, вес до 44 г.

Created by aamantserev

Мухр-и намаз (перс., «молитвенная печать») — название печати, ‎использовавшейся во время молитвы мусульманами-шиитами ‎Бухары. Это керамическая печать в виде небольшой (37×20 мм) ‎прямоугольной пластины, на лицевой стороне которой в двух ‎фигурных картушах расположены надписи. ‎

Created by aamantserev

Кыдыр-нийаз (Кыдыр-лияз, Кыдыр-лыяс, реже — Кыдыр) — наиболее почитаемый у ногайцев святой, представляемый в образе белобородого старца, одетого во всё белое и путешествующего по свету на белом коне. Он является людям чистым, со светлой душой, обычно перед какими-то переменами в их жизни. В таких случаях он воспринимается как посланец Аллаха, покровительствующий людям в беде, — помогает находить пропажу, выйти из затруднительного положения и т.д. Порой ему приписывали и целительные функции. Считали даже, что этот святой исполняет желания встретившего его человека. Иногда его представляли в виде старика маленького роста; возможно, это — результат влияния традиционных демонологических представлений ногайцев, согласно которым потусторонние существа обычно имели маленькие размеры.

Created by Nika Budakova

Маулид ан-Наби (араб. «Рождение Пророка») — праздник в честь дня ‎рождения пророка Мухаммада, отмечаемый 12 раби‘ ал-аввала по ‎мусульманскому лунному календарю. ‎

Created by aamantserev
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.