Искусство, обычаи, праздники

Total 54 Contents

Арба‘ин – сороковой день после мученической смерти имама Хусайна, дата, значимая в шиитской-имамитской традиции. Согласно достаточно древнему поверью, в этот день в Кербеле отрезанная голова имама присоединилась к его телу.

Created by svbs

НАУРУ́З - праздник Нового года у большинства ирано- и тюркоязычных народов Западной и Центральной Азии, Южной и Восточной Европы.

Created by editor05

Хатна-туй (синонимы: суннат-туй, сун-нет-той от араб. сунна — «пример», «обычай», «предание», угыл-туй от тюрк. угыл, угил, огул — «сын») — торжество, связанное с обрезанием мальчика и вступлением его в мусульманскую общину. В Средней Азии мальчику делают обрезание в возрасте 39 лет (предпочтение отдается нечетным годам), крайний возраст— 13 лет.

Created by Nika Budakova
Шамаил

Шамаил — станковые по форме панно интерьерного назначения, выполненные на основе арабской каллиграфии, в основном религиозного содержания, широко распространившиеся среди мусульман Среднего Поволжья на рубеже ХIХ–ХХ вв. Ш. делились на два основных вида: 1) выполненные на стекле масляными красками и подсвеченные фольгой, 2) выполненные на бумаге печатным либо ручным способом.

Created by aamantserev

Чилла (чихила, перс.-тадж; араб. арба‘уна — «сорок») — в ритуале некоторых центральноазиатских братств сорокадневное уединение (араб. халва, перс. халват) с постом и исполнением принятых в каждом братстве (тарика) видов зикра и молитв (вирд). Обычно Ч. проводилась в особых помещениях (чилла-хана, халват-хана) при ханаке или усыпальнице «святого» (аулийа’).

Created by aamantserev

Сокит (сокыт; узб. сокит килмок — «освобождать от трудностей») — обряд, посвященный мусульманскому «святому» Афак-хвадже (Офок-хваджа; араб. афак — «горизонты» или араб. аффак — «путешественник»), которого в народе называют Аппак (Оппок)-ходжа (тюрк. оппок — «белый»). С. распространен в центральных и восточных районах Ферганской долины.

Created by aamantserev
Сафар-кычты

Сафар-качты (или сафар-чикты, узб., «сафар убежал», «прошел») — название обычая жечь ритуальные костры и прыгать через них с целью очищения от грехов года и предотвращения грядущих бед. Происходит это в последнюю среду сафара — 2-го месяца мусульманского лунного календаря.

Created by aamantserev

Саййил (саййил-байрам) — древний праздник народов Средней Азии (в основном тюркоязычных). Точная этимология слова не выяснена; современные тюркоязычные жители долины Кашка-дарьи, Сурхан-дарьи и Самарканда толкуют С. как «весенние праздничные гуляния», которые приходятся на время цветения трав в степи (конец апреля — начало мая).

Created by aamantserev

Рукйа (араб.; тюрк, дам солмок; «заклинание», «заговор») — один из самых древних и широко распространенных в Центральной Азии ритуалов, совершаемых для исцеления от физических и душевных недугов, избавления от сглаза и злых чар. В местной традиции существовала специальная литература, содержащая обоснование законности этого ритуала (со ссылками на хадисы).

Created by Nika Budakova

Мусульманский чекан Средней Азии. В первые десятилетия существования Халифата на землях, отвоеванных арабами у Византии, монеты чеканились по византийским образцам, на территории Ирана — по сасанидским; те и другие несли соответствующие изображения и короткие арабские надписи благочестивого характера (басмала, шахада и т.д.).

Created by Nika Budakova
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.