Кул-Шариф — мечеть в Казани (Республика Татарстан), строительство которой начато в 1997 г. и закончено к празднованию 1000-летия Казани в 2005 г. Авторы композиционной идеи и генерального плана — архитекторы Ш.Латыпов, И.Ф.Сайфуллин, А.Г.Саттаров, М.В.Сафронов, объемно-пластического решения — И.Ф.Сайфуллин, С.П.Шакуров.
Маскара (Кукморский район, Республика Татарстан)— селение, известное соборной мечетью, которую в 1791 г. построил малмыжский первой гильдии купец Габдулла (‘Абд Аллах) б. Абдулсалям (‘Абд ас-Салам) б. Утямыш ал-Маскарави (ум. в 1832 г.).
Марджани, мечеть (она же мечеть Эфенди, Первая соборная, Юнусовская) в Казани — один из интереснейших памятников татарской культовой архитектуры последней четверти XVIII — XIX в. Двухэтажное кирпичное здание мечети построено в 1767— 1770 гг. в первом (после 1552 г.) официально зарегистрированном мусульманском приходе Казани.
Малый минарет в Булгарском городище (г. Булгар, Татарстан) — памятник булгарской архитектуры золотоордынского периода (построен в конце XIV в.), единственный сохранившийся до наших дней образец минаретов булгарской культовой архитектуры.
Макбара (араб. «кладбище», от кабр — могила; синоним перс. гуристан, от гур — могила)— место захоронения, намогильная постройка, усыпальница, мавзолей. До принятия ислама основная часть населения Средней Азии исповедовала зороастризм, который категорически запрещал погребение человека в землю, дабы тело не оскверняло ее.
Магтым мээззем — «святое» место в низовьях Сумбара у селения Магтым-Кала Гаррыгалинского этрапа (района) Туркменистана. Связано с захоронением одного из известных средневековых суфиев, считающегося главой и патроном-покровителем гыллы магтымов— основной ветви магтымов, входящих в число овляд (араб. аулад — «дети», «потомки»), так называемых святых групп у туркмен.
Ляби (Лаб-и) Хауз — один из крупнейших архитектурных ансамблей (ХVI-ХVII вв.) Бухары, расположенный в восточной части Хисар-и нау, или Хисар-и бирун (Нового города), и вытянутый в широтном направлении вдоль торговых улиц. Композиционным центром является большой хауз, по сторонам которого— две мадрасы и ханака, возведенные из жженого кирпича.
Караван-Сарай — историко-архитектурный комплекс в Оренбурге, состоит из Башкирского народного дома и мечети. Сооружен в 1838–1844 гг. для размещения канцелярии командующего Башкиро-мещеряцким войском и устройства ночлега для приезжих. Строительство осуществлялось на средства, собранные среди башкир и других тюркских народов. Архитектурный образ создавал впечатление башкирского аула.
Казылино (Арский район, Республика Татарстан) — селение, известное своей мечетью. Построена по проекту, утвержденному Казанским губернским правлением в мае 1899 г. Мечеть расположена в центре селения, на участке с небольшим уклоном с севера на юг. Тип двухзальной мечети с торцовым расположением минарета над входом.
Иске Таш — казанская мечеть, построенная в 1802 г. на средства купца Г.А.Утямышева в Ново-Татарской слободе. По легенде, мечеть поставлена на месте братской могилы защитников Казани в 1552 г. Могила была обозначена большим старым камнем, сохранявшимся долгие годы и после строительства мечети перед ее восточным фасадом.