Персоналии

Total 327 Contents

ал-Гидждувани (ал-Гудждувани), хваджа ‘Абд ал-Халик б. ‘Абд ал-Джалил (ум. в 1180 или 1220 г.) — основатель, согласно устойчивой традиции («первый в силсиле»), самостоятельной школы мистицизма в Мавараннахре, известной как ходжаган (хваджаган), учение которой впоследствии практически полностью воспринял основатель братства накшбандийа, или накшбандийа-хваджаган, Баха’ ад-дин Мухаммад Накшбанд (1318–1389).

Created by aamantserev
Исмаил-бей Гаспринский

Гаспринский (Гаспралы), Исмаил-бей (1851–1914, Бахчисарай) — татарский общественный деятель и публицист. Родился в деревне Авчи (под Бахчисараем) в семье небогатого дворянина-прапорщика Мустафы-ага. Учился в мадрасе (в Бахчисарае), в гимназии (в Симферополе и в Москве), в кадетском корпусе (в Воронеже).

Created by aamantserev

Гази-Мухаммад (искаж. рус. Гази-Магомед, Кази-Магома, Кази-Мулла) б. Мухаммад б. Исма‘ил ал-Гимрави (Гимринский) ал-Авари (Аварский) ад-Дагистани (1794 или 1795–1832) — первый имам Дагестана и Чечни, возглавивший освободительное движение горцев против русского завоевания под лозунгами распространения шари‘ата и джихада (отсюда его лакаб гази — «воитель за веру»).

Created by aamantserev

ал-Гада’ири, Ахмад б. ал-Хусайн б. ‘Убайд Аллах аш-Ши‘и (ум. в середине XI в.) — верховный судья (кади ал-кудат) Баб ал-абваба (Дербента). Его отец, Абу ‘Абд Аллах ал-Гада’ири (ум. в 1020 г.), — автор многих сочинений и духовный наставник таких известных представителей шиитского ислама, как Абу-л-‘Аббас ан-Наджаши (ум. в 1058 г.) и Абу Джа‘фар ат-Туси (ум. в 1067 г.).

Created by aamantserev

Ахмад ал-Йамани, Ахмад б. Ибрахим б. Мухаммад ал-Газикумуки ад-Дагистани ал-Хасани аш-Шафи‘и (ум. в 1450 г.) — крупный религиозный деятель, мударрис, ученый, переписчик рукописей, распространитель ислама в Дагестане. Сведения о жизни и деятельности А. ал-Й. сохранились в трудах дагестанских авторов на полях рукописей и носят фрагментарный характер.

Created by Nika Budakova

Габдрахимов (‘Абд ар-Рахим), Габдессалям (‘Абд ас-Салам, 1765–1840, Уфа) — религиозно-политический деятель, муфтий ОМДС. Высшее духовное образование получил в мадрасе селения Каргалы (Сеитовский посад) Оренбургского уезда.

Created by aamantserev
Портрет Габаши Хасан-Гата

Габаши, Хасангата (Хасан-‘Ата, 1863–1936) — видный общественный и религиозный деятель, историк, педагог, крупнейший представитель джадидистского движения (усул-и джадид). Родился в семье указного муллы села Малый Сулабаш Казанского уезда (ныне Высокогорский район Республики Татарстан). Начальное образование получил у деда и отца.

Created by aamantserev

Вис-хаджжи (Загиев, ум. в 1973 г.) — чеченский шайх, основатель одного из кадиритских вирдов. Духовным наставником В.-х. был шайх Чиммирза/Чим-мирза. В период депортации (1944–1957) В.-х. жил в казахском селении Атбасар Целиноградской (Акмолинской) области (поэтому известен и как «Атбасарский шайх»). Тогда же вокруг В.-х. сгруппировалась часть муридов Чиммирзы.

Created by aamantserev

ал-Варрак, Йусуф б. Ибрахим б. Наср ал-Хафиз Абу-л-Касим ал-Баби (ум. между 1098 и 1104 гг.) — знаток хадисов, духовный глава общины шафи‘итов в Баб ал-абвабе (Дербенте), потомок сирийских переселенцев. Ал-В.— автор самого раннего на Северном Кавказе богословского сочинения, автограф которого сохранился до нашего времени, — Шарх аш-Шихаб.

Created by aamantserev

Ваисов (Вайс-заде, Вайси), Баха’ ад-дин ал-Булгари (вероятно, 1810–1893) — татарский суфий, проповедник и поэт, основатель Ваисовского движения в Казани. Родился в селении Молвино (ныне — Зеленодольский район Республики Татарстан), о родителях ничего не известно. Сам себя он называл «заместителем» (халифа) накшбандийско-муджаддидийского шайха Джа‘фара ал-Кулатки (ум. в 1862–63 г.).

Created by aamantserev
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.