ат-Т̣ӮСТАРӢ, Абӯ Мух̣аммад Сахл б. ‘Абдалла̄х (ок. 818—896) — ранний суфийский экзегет и мыслитель. Приписываемые ат-Т. сочинения (их насчитывают около десятка) представляют собой, в сущности, записи его высказываний, проповедей, комментариев к отдельным кораническим отрывкам, сделанные его учениками. Аллегорически истолковывая текст Корана, ат-Т. высказал ряд положений, которые сыграли большую роль в формировании суфийской гносеологии, космогонии и психологии.
Т̣УЛАЙХ̣А (уменьшительное от Т̣алх̣а)—Талха б. Хувайлид, согласно мусульманскому преданию — один из лжепророков, после смерти Мухаммада и в подражание ему объявивших себя пророками и увлекших часть жителей Аравии к временному отпадению от ислама. В исторической действительности — одна из характерных фигур пророческого движения в Аравии VII в., частью которого был и начальный ислам.
‘УМАР (Омар I) б. ал-Х̮ат̣т̣а̄б ал-Фа̄рӯк̣ (ок. 585—644) — второй «праведный» халиф, выдающийся государственный деятель.
‘УМАР (Омар II) б. ‘Абд ал-‘Азӣз (681—720) — омейядский халиф (717—720), правнук ‘Умара I (по матери), которого средневековые мусульманские авторы единодушно считали единственным праведным халифом среди Омейядов.
ал-‘УЗЗА̄ («могущественная») — древнее аравийское женское божество, в V—VI вв. почитавшееся во многих местах Аравии, в частности в Хиджазе, Хире, Набатее. Возможно, является олицетворением планеты Венера.
ат-ТАФТАЗА̄НӢ, Са‘д ад-дӣн Мас‘ӯд 6. ‘Умар (ум. в 1390 г.) —видный представитель позднего калама. Ат-Т. прославился обширными познаниями в каламе, а также в логике, геометрии, поэтике и грамматике арабского языка.
‘УЗАЙР — коранический персонаж, человек, которого иудеи объявили сыном Аллаха, совершив тем самым, согласно мусульманским преданиям, аналогичное христианскому преступление против истинного единобожия.
ас-СУХРАВАРДӢ, Шиха̄б ад-дӣн Йах̣йа̄ ал-Мак̣тӯл (ок. 1155—1191) — персидский философ-мистик, создатель учения о «восточном озарении» (ал-ишрак, отсюда его почетный титул Шайх ал-ишрак).
Т̣А̄ЛӮТ—коранический персонаж, израильский царь, победитель Джалута, библейский Саул. Согласно Корану, пророк израильтян, желавших иметь над собой царя, назначил таковым Т. Они же поначалу не сочли его достойным, так как Т. не был ни знатен, ни богат. Доказательством того, что именно Т. угоден Аллаху, стало возвращение ковчега завета с сакиной и реликвиями времени Мусы и Харуна, который был принесен израильтянам ангелами
ас-СУЛАМӢ, Абӯ ‘Абд ар-Рах̣ман Мух̣аммад б. Х̣усайн (937 или 942—1021) — крупный представитель хорасанской школы суфизма, автор многих «классических» суфийских сочинений.