Персоналии

Total 327 Contents

Абызгильдин Джахангир (1875–1938) — религиозный и общественный деятель, просветитель, педагог.

Created by alex01-nw

Абдулла/‘Абд Аллах-хан-тура, он же Абдулла-хваджа Эшан-хан угли (1890– 1951) — кокандский поэт, мистик и каллиграф. Родился в г. Коканде (Узбекистан), обучался в кокандских мадрасах, ученик местного известного учёного-богослова и поэта маулави Йулдаша (1861–1922). Поддерживал дружеские отношения с татарским учёным Риза/Рида ад-дином б. Фахр ад-дином.

Created by alex01-nw

ШУ‘АЙБ — коранический персонаж, пророк, посланный Аллахом к своим соплеменникам, названным в Коране сначала асхаб ал-айка («люди зарослей» *), а затем ахл Мадйан («жители Мадйана»). Согласно кораническим рассказам, он призывал поклоняться только Аллаху, соблюдать точность в мере и весе, не обманывать людей при торговле, не распространять нечестие, путешествуя по земле.

Created by aamantserev

ШӢС̱— персонаж мусульманских преданий, третий сын Адама, родившийся после убийства Хабиля (Авеля), библейский Сиф. Был благочестивым человеком, получал откровения от Аллаха. Жил в Мекке, регулярно совершал обряд хаджжа, построил здание ал-Ка‘бы из глины и камня. Был похоронен вместе с Адамом и Хаввой в пещере горы Абу Кубайс около Мекки.

Created by aamantserev

аш-ШИБЛӢ, Абӯ Бакр (861—946) — багдадский суфий, ближайший ученик и сподвижник ал-Джунайда и ал-Халладжа. Родился в Самарре, его отец, как и он сам, был главным хаджибом халифа. В возрасте 40 лет был назначен на пост правителя области Демавенд в Северном Иране, но неожиданно отказался от назначения, «раскаялся» и принял суфизм.

Created by aamantserev

аш-ШАХРАСТА̄НӢ, Абӯ-л-Фатх̣ Мух̣аммад б. ‘Абд ал-Карӣм (1075— 1153)—шафи‘итский богослов и факих, авторитетный историк религий и религиозно-философских систем. Родом из г. Шахрастан (на севере Хорасана, в Иране), перс по происхождению, аш-Ш. получил традиционное мусульманское образование, слушал в Нишапуре и Тургандже лекции знаменитых ученых своего времени по хадисам, фикху и каламу. Он много путешествовал и прославился успешными диспутами с учеными из разных краев Халифата. Вместе со славой он приобрел и злостных критиков, упрекавших его за приверженность к аргументации философов и батинитов-исма‘илитов. В течение трех лет (с 1116 г.) аш-Ш. читал лекции в знаменитой Мадраса Низамийа в Багдаде. Умер он в родном городе.

Created by Nika Budakova

аш-ША̄ФИ‘Ӣ, Абӯ ‘Абдалла̄х Мух̣аммад б. Идрӣ̄с (767—820) — факих, мухаддис, основатель мазхаба. Родился в Газзе (Палестина) в семье военачальника, курайшита. В младенчестве осиротел, и мать перевезла его в Мекку к знатным родственникам отца. Здесь он постоянно находился среди выдающихся ученых-богословов, знатоков языка, хадисов и фикха, таких, как Муслим аз-Занги (ум. в 796 г.) и Суфйан б. ‘Уйайна (ум. в 811г.). В возрасте 20 лет он переехал в Медину, чтобы учиться у Малика б. Анаса.

Created by Nika Budakova

ХИША̄М б. ал-Х̣АКАМ, Абӯ Мух̣аммад ал-Кӯфӣ (ум. в 814 г.), маула бану киида — знаменитый богослов-полемист, один из зачинателей шиитской догматики, историк и теоретик шиитов, последователей которого называли ал-хишамийа.

Created by alex01-nw

ал-ХУСАЙН б. ‘Алӣ Абӯ ‘Абдалла̄х аш-Шахӣд (626—680) — младший сын ‘Али б. Аби Талиба от Фатимы, дочери Пророка, третий шиитский имам. Погиб при Кербеле.

Created by alex01-nw
1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.