Now Reading:

Font Selector
Sans Serif
Serif
Font Size
A
A
You can change the font size of the content.
Share Page
6 ноября, 2024
Created by editor05

II. ИСТОРИЯ МУСУЛЬМАНСКОЙ ЭКЗЕГЕТИКИ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

1. Экзегеза пророка Мухаммада.

Пророка следует признать первым комментатором Священного Корана, независимо от того, насколько доступен и понятен был комментарий в эпоху Мухаммада. Несомненно, некоторые высказывания и действия этого благочести. вого мужа соотносились с кораническими айатами, Способствуя более глубокому их пониманию. Некоторые пророческие хадисы являются очевидными комментариями того или иного коранического айата: так, например, в одном предании говорится, что в коранической фразе «…читают его достойным чтением…» (2:121) подразумевается, что «они следуют Писанию, как это и подобает» [simple_tooltip content=’ Хатиб. Иктиза’, с. 76; Аз-Захаби, Мухаммад. Мизан ал-и‘тидал «Мерило справедливости» / подг. ‘Али Мухаммад Баджави. Каир, 1382/1963. , с. 253. ‘][117.][/simple_tooltip]. Иногда сообщается о том, что пророк говорил то, что его слушатели или поздние комментаторы считали комментарием к Корану. Так, пророческий хадис «Всякий из рода Израилева, кто имел слугу, вьючное животное или жену, считался царем» признавался комментарием айата «…и сделал вас царями…» (5:20), хотя в самом тексте предания нет прямого указания на данный айат [simple_tooltip content=’ Ибн Касир. Тафсир ал-Кур’ан ал-‘Азим «Толкование Великого Корана». Бейрут, 1401/1981. , с. 38. ‘] [118.] [/simple_tooltip]. Ас-Суйути в 80-й главе своего труда «ал-Иткан фи ‘улум ал-Кур’ан» [«Совершенство в науках о Коране»] собрал пророческие хадисы, относящиеся к коранической экзегетике. Однако следует помнить, что многие из них не имеют должной степени подтверждения своей подлинности, в связи с чем едва ли можно уверенно судить о состоянии коранической экзегезы в эпоху пророка [simple_tooltip content=’ Подробнее об этом см.: Махдави Рад, Мухаммад-‘Али. Афак-е тафсир «Горизонты комментария». Тегеран, 1382/2003. , с. 24–60. ‘] [119.] [/simple_tooltip].

2. Экзегетика сподвижников Пророка (асхабов).

В период правления первых двух праведных халифов наблюдается тенденция расширения комментаторской деятельности. Так, когда Абу Бакра спросили об одном кораническом айате, значение которого ему было неясно, он сказал: «Какие небеса меня осенят, какая земля меня выдержит… если я по неведению стану говорить что-либо о Божественной Книге» [simple_tooltip content=’Ибн Аби Шайба, ‘Абдаллах. ал-Мусаннаф «Сборник хадисов»/ подг. Камал Йусуф Хут. Эр-Рияд, 1409/1989., с. 136; Са‘ид ибн Мансур ал-Хурасани. ас-Сунан «Достоверные предания» / подг. Хабиб ар-Рахман А‘зами. Хинд, 1982. , с. 168; Ибн Кутайба, ‘Абдаллах. Та’вил мухталиф ал-хадис «Аллегорическое толкование спорных хадисов» / подг. Исма‘ил Ас‘арди. Бейрут: Дар ал-кутуб ал‘илмийа, б. г. , с. 20; Ал-Хатиб ал-Багдади, Ахмад. ал-Джами‘ ал-ахлак ар-рави ва адаб ас-сами‘ «Свод нравов передатчиков и обычаев слушающих»/ подг. Махмуд Тахан. Эр-Рийад, 1403/1983. , с. 193; ал-Байхаки. Шу‘аб 2, с. 424; Ибн Хазм, ал-Мухалла би-л-асар «Украшение преданием». Бейрут:  1, с. 61.’] [120.] [/simple_tooltip]. Нечто подобное рассказывают и о втором халифе, ‘Умаре ибн ал-Хаттабе, который, отвечая на вопрос относительно одного коранического айата, отметил, что «заданный вопрос является слишком изощренным» и знание ответа на него не обязательно [simple_tooltip content=’Ибн Аби Шайба, ‘Абдаллах. ал-Мусаннаф «Сборник хадисов»/ подг. Камал Йусуф Хут. Эр-Рияд, 1409/1989.. Там же; Са‘ид ибн Мансур ал-Хурасани. ас-Сунан «Достоверные предания» / подг. Хабиб ар-Рахман А‘зами. Хинд, 1982., с. 181; Ат-Табари, Мухаммад ибн Джарир. Тафсир «Комментарий». Бейрут, 1405/1985., с. 59, 61; Ибн Касир. Тафсир ал-Кур’ан ал-‘Азим «Толкование Великого Корана». Бейрут, 1401/1981. , т. 6, с. 1; Ас-Суйути, Джалал ад-Дин.ад-Дурр ал-мансур фи тафсир би л ма’сур «Рассыпанный жемчуг в толковании Корана с опорой на предание». Бейрут, 1413/ 1993. , с. 421.’] [121.] [/simple_tooltip].

Среди сподвижников пророка  лишь немногие занимались экзегетикой. В работах по коранистике принято считать, что своими комментариями прославилось 10 сподвижников: четыре праведных халифа, Ибн Мас‘уд, Ибн ‘Аббас, Убайй ибн Ка‘б, Зайд ибн Сабит, Абу Муса Аш‘ари и ‘Абдаллах ибн Зубайр. Однако в действительности пространные отрывки экзегетического характера передают только от имама ‘Али, Ибн ‘Аббаса, Ибн Мас‘уда и Убаййи ибн Ка‘ба. От первых трех праведных халифов, по разъяснению ас-Суйути, до нас дошли только отрывочные высказывания экзегетического характера [simple_tooltip content=’ Ас-Суйути, Джалал ад-Дин. ал-Иткан фи ‘улум ал-Кур’ан «Совершенство в науках о Коране» / подг. Мухаммад Абу ал-Фадл Ибрахим. Каир, 1387/1967. , с. 233. ‘] [122.] [/simple_tooltip].

Число сподвижников пророка, которых можно назвать комментаторами (муфассир), не так велико, чтобы было возможно составить определенное представление о периодизации и территориальном распространении коранической экзегезы в их эпоху. В общем, представляется, что до 35/655 г., времени великих асхабов, помимо универсального учения имама ‘Али, только два выдающихся наставника в области экзегетики, Убайй ибн Ка‘б в Медине и Ибн Мас‘уд в Куфе, сумели создать две значительные экзегетические школы. Несмотря на то, что между коранической экзегезой и фиксацией текста Корана не существует прямой связи, необходимо отметить, что бытование в течение нескольких веков после унификации текста Священной Книги халифом ‘Усманом ибн ‘Аффаном двух ее вариантов: Ибн Мас‘уда и Убаййи ибн Ка‘ба – говорит о выдающемся месте этих двух ученых как преподавателей Корана, сохраняющемся в исторической памяти. Больше никто из асхабов не занимает подобного положения.

В эпоху малых асхабов также наблюдается двоякая тенденция – обращение к экзегетике и отказ от нее. При этом необходимость в экзегетике осознавалась сильнее, чем прежде, на нее смотрели с бóльшим уважением. Ибн ‘Аббас (ум. 68/687–688), считающийся шайхом (родоначальником) мусульманских комментаторов, был самой выдающейся личностью среди молодого поколения асхабов, основавшей в Мекке сильную школу коранической экзегезы и воспитавшей учеников из самых разных стран. ‘Абдаллаха ибн ‘Умара (ум. 73/692–693) также необходимо признать главой группы, которая, следуя старшему поколению асхабов, воздерживалась от научного подхода к религиозным знаниям и, как следствие этого, – от истолкования Корана [simple_tooltip content=’ Ибн ‘Абд ал-Барр, Йусуф. ал-Исти‘аб «Усвоение» / подг. ‘Али Мухаммад Баджави. Бейрут, 1412/1992. , с. 951; Ибн ‘Асакир, ‘Али.Та’рих мадинат Димашк «История города Дамаска»/ подг. ‘Али Шири. Дамаск, 1415/1995. , с. 167; Ибн Асир, ‘Али. Асад ал-габа «Лев леса». Каир, 1280/1863– 1864., с. 228. ‘] [123.][/simple_tooltip].

Иногда кажется, что, с точки зрения изложения экзегетической тематики, в эпоху великих асхабов границы между экзегезой и обыденным текстом были неопределенны. Кое-что из того, что могло быть комментарием того или иного сподвижника, понималось и передавалось как его система чтения Корана. Чтения, содержащие различные дополнения, в особенности передаются от таких знаменитостей, как ‘Абдаллах ибн Мас‘уд и Убайй ибн Ка‘б [simple_tooltip content=’ См., напр.: Ибн Халавийа, Хусейн. Мухтасар фи шаваз ал-Кур’ан «Кратко об исключительности Корана»/ подг. Г. Бергштрессер. Каир, 1934., с. 173, 179; Ибн Аби Дауд, ‘Абдаллах. ал-Масахиф «Списки Корана». Каир, 1355/1936., с. 53, 55. ‘] [124.][/simple_tooltip]. Некоторые варианты чтения, основанные на изменении лексемы, например, лахуна («беспечны») вместо сахуна («нерадивы», 107:5) Ибн Мас‘уда [simple_tooltip content=’Ибн Аби Дауд, ‘Абдаллах. ал-Масахиф «Списки Корана». Каир, 1355/1936., с. 71.’] [125.] [/simple_tooltip], хайракум («самый лучший из вас») вместо акрамакум («самый благородный из вас», 49:13) его же [simple_tooltip content=’Об экзегетике асхабов см.: Махдави Рад, Мухаммад-‘Али. Афак-е тафсир «Горизонты комментария». Тегеран, 1382/2003. , с. 61–119.’] [126.] [/simple_tooltip] и мутбика («крыша») вместо му’асада («свод», 104:8) Убаййи ибн Ка‘ба, равносильны преданиям, дошедшим от сподвижников Мухаммада, и могут трактоваться как своего рода коранический комментарий [simple_tooltip content=’Муфид, Мухаммад ибн ан-Ну‘ман. Аваил ал-макалат «Начала речений» / подг. Занджани и Ва‘из Чарандаби. Табриз, 1371/1992., с. 94.’] [127.][/simple_tooltip].

Едва ли можно говорить о создании сочинений экзегетического характера в эпоху сподвижников пророка. Некоторые имамитские ученые, например, Шейх Муфид, были уверены, что больший объем Корана ‘Али в сравнении с бывшими в ходу списками явился результатом междустрочных добавлений комментариев [simple_tooltip content=’ Муфид, Мухаммад ибн ан-Ну‘ман. Аваил ал-макалат «Начала речений» / подг. Занджани и Ва‘из Чарандаби. Табриз, 1371/1992. , с. 94. ‘] [128.] [/simple_tooltip], и на этом основании данный вариант Священной Книги необходимо считать первым образчиком экзегетического труда. Во времена малых асхабов единственным заслуживающим внимания гипотетическим образцом экзегетического сочинения служит небольшая работа Ибн ‘Аббаса, которая, по сообщению ‘Али ибн Аби Талхи, перешла от ее автора к последующим поколениям. Ал-Бухари вводит цитаты из нее словами «Говорит Ибн ‘Аббас…» [simple_tooltip content=’Ал-Бухари, Мухаммад. ас-Сахих «Достоверный» / подг. Мустафа Диб ал-Бага. Бейрут, 1407/1987. , с. 1209.’] [129.][/simple_tooltip]. Это сочинение было также одним из основных источников ат-Табари [simple_tooltip content=’ Ат-Табари, Мухаммад ибн Джарир. Та’рих «История». Бейрут, 1407/1987. , т. 1, с. 87, 104; Ибн Хаджар ал-‘Аскалани, Ахмад.. ал-‘Уджаб фи байан ал-асбаб «Удивительное разъяснение причин ниспосылания откровений» / подг. ‘Абд ал-Хаким Мухаммад Анис. Дамам, 1997. , с. 206–207. ‘] [130.] [/simple_tooltip]. Фуад Сезгин считает, что среди нескольких текстов, приписываемых Ибн ‘Аббасу, упомянутый текст является единственным посвященным Корану сочинением, принадлежащим перу самого Ибн ‘Аббаса [simple_tooltip content=’ GAS I, p. 27. Анализ достоверности экзегетических преданий, приписываемых Ибн ‘Аббасу, см.: Berg, p. 173. ‘][131.][/simple_tooltip].

3. Экзегеза последователей сподвижников Пророка (таби‘ун).

Во времена первых последователей (таби‘ун), апогей деятельности которых приходится на период 61–85/681–704 гг., кораническая экзегетика процветала в форме устного обучения в кружках последователей имама ‘Али и Ибн Мас‘уда в Куфе, а также последователей Ибн ‘Аббаса в Мекке. В Медине и Басре преобладала атмосфера отстранения от комментаторской деятельности – единственным заметным исключением является Абу ал-‘Алийе ар-Рийахи (ум. ок. 93/712), басрийский ученый иранского происхождения, учившийся у таких асхабов Ирака и Хиджаза, как Ибн Мас‘уд, Убайй ибн Ка‘б, Ибн ‘Аббас и, возможно, у самого имама ‘Али [simple_tooltip content=’ См.: настоящая Энциклопедия 5, с. 664–665. ‘] [132.] [/simple_tooltip]. По сообщению Раби‘ ибн Анаса ал-Басри, имелась рукопись, содержавшая высказывания экзегетического характера, переданные Абу ал-‘Алийе от Убаййи ибн Ка‘ба [simple_tooltip content=’ Ат-Табари, Мухаммад ибн Джарир. Тафсир «Комментарий». Бейрут, 1405/1985., т. 16, с. 68 и далее; Ас-Суйути, Джалал ад-Дин. ал-Иткан фи ‘улум ал-Кур’ан «Совершенство в науках о Коране» / подг. Мухаммад Абу ал-Фадл Ибрахим. Каир, 1387/1967. , с. 233., т. 4, с. 240; ар-Раудани, Мухаммад. Силат ал-халаф «Связь с потомками»/подг. Мухаммад Хиджжи. Бейрут, 1408/1988., с. 174; Horst, H. «Zur Überlieferung im Korankommentar at-Tabarīs», ZDMG, 1953, vol. CIII. , p. 299–300. ‘] [133.][/simple_tooltip].

На основании исторических преданий необходимо сказать, что целенаправленное создание коранических комментариев началось именно с этой эпохи. Так, согласно преданию Абу Хатама ар-Рази, омейядский халиф ‘Абд ал-Малик ибн Марван в своем письме Са‘иду ибн Джубайру потребовал, чтобы тот написал книгу, посвященную толкованию Корана [simple_tooltip content=’ Ибн Аби Хатим ар-Рази, ‘Абд ар-Рахман. ал-Джарх ва-т-та‘дил «Оспаривание и подтверждение достоверности». Хайдарабад Деканский, 1371/1952 и далее. (1), с. 332; Аз-Захаби, Мухаммад. Мизан ал-и‘тидал «Мерило справедливости» / подг. ‘Али Мухаммад Баджави. Каир, 1382/1963., с. 70. ‘] [134.] [/simple_tooltip]. Данный комментарий был переписан еще при жизни Са‘ида – возможно, это тот самый текст, который ‘Азра читал Са‘иду ибн Джубайру и в ходе чтения последний делал в нем пометки [simple_tooltip content=’ Ахмад Ибн Ханбал. Китаб ал-‘илал ва ма‘рифат ар-риджал «Книга рассказов о скрытых недостатках и знаниях деятелей религии» / подг.  Васиаллах ‘Аббас. Бейрут, 1408/1988. , с. 429, т. 3, с. 295; Ал-Бухари, Мухаммад. ат-Та’рих ас-сагир «Малая история» / подг. Махмуд Ибрахим Зайид. Алеппо Каир, 1397/1977. , с. 227; Йахйа ибн Са‘ид ал-Хилли. Ал-Джами‘ ли-л-шараи‘ «Свод законов» / подг. Джа‘фар Субхани и др. Кум, 1405/1985. , с. 266. ‘] [135.] [/simple_tooltip].

В период второго поколения последователей (таби‘ун), соответствующего 85–110/704–728 гг., в области мусульманской экзегетики произошла заметная эволюция. Ученики из разных уголков арабского мира, собравшиеся вокруг Ибн ‘Аббаса, теперь возвратились в свои страны и создали там филиалы школы своего учителя. Помимо Муджахида ибн Джабра и ‘Ата’ ибн Аби Раббаха в самой Мекке, популяризацией экзегетического учения Ибн ‘Аббаса занимались Мухаммад ибн Ка‘б ал-Курази и ‘Икрима, маула последнего в Медине, ал-Хасан ал-Басри, Катада и Джабир ибн Зайд в Басре, Исма‘ил Судди и ‘Атийа ибн Са‘д в Куфе, Маймун ибн Мехран в Алжире, Тавус ал-Йамани в Йемене и Заххак ибн Музахим в Иране [simple_tooltip content=’ Ибн Са‘д. Зайл-и афрад. ‘] [136.] [/simple_tooltip]. В общем, можно сказать, что все известные нам комментаторы этого поколения последователей были либо непосредственными учениками Ибн ‘Аббаса (например, Муджахид и Тавус), либо учились у представителей его круга (например, ал-Хасан ал-Басри и Мухаммад ибн Ка‘б).

В упомянутую эпоху Ибн ‘Аббас играл роль фактора, объединяющего экзегетические круги различных направлений – при этом он даже создал предпосылки для сближения экзегетов Куфы и Медины. Весьма показателен тот факт, что ‘Аун ибн ‘Абдаллах Мас‘уди, последователь школы Ибн Мас‘уда, в начале II/VIII в. признавался, что не видел человека, более сведущего в аллегорическом толковании Корана (та’вил ал-Кур’ан), чем мединский комментатор Мухаммад ибн Ка‘б [simple_tooltip content=’Ибн ‘Асакир, ‘Али.Та’рих мадинат Димашк «История города Дамаска» / подг. ‘Али Шири. Дамаск, 1415/1995., с. 141; Мази, Йусуф. Тахзиб ал-Камал «Исправление совершенного» / подг. Башшар ‘Авад Ма‘руф. Бейрут: Му’ассисат ар-рисала, б. г., с. 345.’] [137.][/simple_tooltip]. Безусловно, в эпоху последователей сподвижников пророка (таби‘ун) продолжалось движение против необходимости толкования Корана. Так, в Басре представителем этого движения был Ибн Сирин, который, в противоположность ал-Хасану ал-Басри, предпочитал воздерживаться от толкования Корана – подобная тенденция сохранилась и среди последующего поколения приверженцев его школы. В Медине возобладало учение «семи факихов», придерживавшихся отказа от толкования Корана.

Все, что сохранилось в истории мусульманской экзегетики от данной эпохи, – это рукописи, составленные из экзегетических высказываний последователей сподвижников пророка, собранных учениками последних. За исключением некоторых рукописей, таких как комментарий, переданный ‘Ата’ ибн Динаром от Са‘ида ибн Джубайра, как правило, довольно трудно показать, какой была роль личности последователей (таби‘ун) в методике составления многочисленных экзегетических рукописей, ставших известными под именами молодого поколения последователей, таких как Муджахид, ‘Икрима, Катада и Зайд ибн Аслам. Во всяком случае, не только современные исследователи, но и некоторые ученые прошлых веков полагают, что эти сочинения были составлены из высказываний последователей сподвижников пророка уже после окончания эпохи последних [simple_tooltip content=’ Абу Талиб ал-Макки, Мухаммад. Кут ал-кулуб «Пища сердец» / подг. Басил ‘Уйун ас-Суд. Бейрут, 1417/1997. , с. 285. ‘] [138.][/simple_tooltip].

Изучение этих сохранившихся рукописей показывает, что некоторые последователи в методологии своей экзегезы пошли дальше асхабов и, в частности, Ибн ‘Аббаса. Так, в экзегетических высказываниях, передаваемых со слов Муджахида, можно найти примеры обращения к аллегорическому языку в Священном Коране, а также рационалистическо-аллегорического толкования [simple_tooltip content=’ Муджахид. ат-Тафсир «Комментарий» / подг. ‘Абд ар-Рахман Тахир Сурати. Бейрут: ал-Маншурат ал-‘илмийа, б. г. . 77–78 и далее; GAS I, p. 29. ‘] [139.] [/simple_tooltip]. Так, ши‘итский комментатор из Куфы ‘Атийа ибн Са‘д ‘Ауфи (ум. 111/729) в своем комментарии обратился к исследованию аллегорических выражений в Коране [simple_tooltip content=’ Goldziher, I. Die Richtungen der islamischen Koranauslegung. Leiden, 1920.. 107, 176; GAS I, p. 30. ‘] [140.][/simple_tooltip]. Наиболее яркий образец рационалистическо-аллегорического толкования можно найти в высказываниях ал-Хасана ал-Басри, собранных главным образом стараниями ‘Амра ибн ‘Убайда ал-Му‘тазили [simple_tooltip content=’ Ибн ан-Надим. ал-Фихрист. Б. м., б. г. , с. 203. ‘] [141.][/simple_tooltip]. Однако, поскольку в комментарии ал-Хасана ал-Басри не было упоминаний o методологии и источниках, он стал предметом критики традиционалистов [simple_tooltip content=’ Ал-Халили, Халил. ал-Иршад «Наставление»/ подг. Мухаммад Са‘ид ‘Умар Идрис. Эр-Рийад, 1409/1989. , с. 396. ‘] [142.] [/simple_tooltip] и в основном пользовался вниманием ученых. При этом соблюдение ‘Амром принципов пересказа преданий сделало его сочинение образцом для авторов, принадлежащих к различным мазхабам [simple_tooltip content=’ Ас-Сан‘ани, ‘Абд ар-Раззак.Тафсир ал-Кур’ан «Толкование Корана» / подг. Мустафа Муслим Мухаммад. Эр-Рияд, 1410/1990. , с. 316, т. 3, с. 161 и далее; Ат-Табари, Мухаммад ибн Джарир. Тафсир «Комментарий». Бейрут, 1405/1985. , с. 148, т. 4, с. 144 и далее; Ал-Джасас, Ахмад. Ахкам ал-Кур’ан «Предписания Корана» / подг. Мухаммад-Садик Кумхави. Бейрут, 1405/1985., с. 276, т. 5, с. 254 и далее; Ибн Касир. Тафсир ал-Кур’ан ал-‘Азим «Толкование Великого Корана». Бейрут, 1401/1981. , с. 474, т. 3, с. 154 и далее. ‘] [143.] [/simple_tooltip].

4. Первые труды учеников последователей.

В эпоху учеников последователей сподвижников пророка (таби‘ун) кораническая экзегетика считалась отраслью науки (‘илм), основанной на знании, получаемом от предшественников – асхабов и их последователей (таби‘ун). В этом отношении уместно вспомнить слова Ибн Джурайха (ум. 150/767), сказанные им о своем йеменском коллеге Му‘аммаре ибн Рашиде (ум. 151/768). Когда одним вопрошающим он был вовлечен в спор с Му‘аммаром по поводу своего комментария, то напомнил, что Му‘аммар больше его самого вкусил от источника науки [simple_tooltip content=’ Ахмад Ибн Ханбал. Муснад. Каир, 1313/1895–1896. 6, с. 454; Ибн Аби Хатим ар-Рази, ‘Абд ар-Рахман. ал-Джарх ва-т-та‘дил «Оспаривание и подтверждение достоверности». Хайдарабад Деканский, 1371/1952 и далее., с. 256. ‘] [144.] [/simple_tooltip].

Как бы там ни было, старейшие образцы комментариев составляют существенную долю письменных памятников, появившихся в раннем мусульманском обществе, и представляют собой фиксацию экзегезы асхабов и их последователей (таби‘ун), осуществленную их учениками. В эпоху учеников последователей сформировался род примитивного комментария, в котором были собраны экзегетические высказывания одного или нескольких асхабов и их последователей[simple_tooltip content=’ Пакетчи. Сахм-е ‘алиман. ‘] [145.] [/simple_tooltip].

Принимая во внимание то, что в истории мусульманского предания известно об иснадах и их происхождении [simple_tooltip content=’настоящая Энциклопедия 8, с. 709–711.’] [146.] [/simple_tooltip], не следует ожидать, что в первой половине II/VIII в., особенно для тех, чьи основные усилия были направлены на экзегетику, а не на хадисоведение, вопрос об иснадах являлся ключевым. Именно поэтому в первых списках хадисов игнорирование тонкостей, связанных с вопросами иснада, было обычным делом. В частности, следует указать на рукописи, в которых рави (рассказчик, передатчик), не зная шайха, сообщает предание от имени этого шайха, вводя свои слова предлогом ‘ан («согласно», «по»). В качестве примера можно указать на комментарий Заххака ибн Музахима, в котором все тексты целиком и полностью передаются со слов Ибн ‘Аббаса, при том что сам Заххак не знал Ибн ‘Аббаса и воспринял учение последнего в Рее через посредство Са‘ида ибн Джубайра [simple_tooltip content=’ Ас-Сам‘ани, ‘Абд ал-Карим. ал-Ансаб «Генеалогии» / подг. ‘Абдаллах ‘Умар Баруди. Бейрут, 1408/1988. , с. 657; Ан-Насафи, ‘Умар. ал-Канд фи зикр ‘улама’ Самарканд «Наслаждение от упоминания ученых Самарканда» / подг. Йусуф Хади. Тегеран, 1378/1999. , с. 269–270; Ибн Хаджар ал-‘Аскалани, Ахмад.. ал-‘Уджаб фи байан ал-асбаб «Удивительное разъяснение причин ниспосылания откровений» / подг. ‘Абд ал-Хаким Мухаммад Анис. Дамам, 1997., с. 211. См. также: GAS I, p. 29–30 ‘] [147.] [/simple_tooltip]. Экзегетическая рукопись, содержащая предания, переданные ‘Ата’ ал-Хурасани от Ибн ‘Аббаса, целиком относилась к разряду хадис-мурсал [simple_tooltip content=‘Хадис-мурсал – если в иснаде (перечислении людей, передававших друг другу хадис) хадиса указан последователь (таби‘) сподвижников пророка, но нет указания, от кого из асхабов был услышан хадис, то такой хадис – мурсал («имеющий пропуск») прим. науч. ред. ‘] [148.] [/simple_tooltip], при этом ‘Ата’ даже не слышал об Ибн ‘Аббасе [simple_tooltip content=’ Ибн Аби Хатим ар-Рази, ‘Абд ар-Рахман. ал-Джарх ва-т-та‘дил «Оспаривание и подтверждение достоверности». Хайдарабад Деканский, 1371/1952 и далее. , с. 334. ‘] [149.] [/simple_tooltip]. Относительно надежности иснадов в комментарии Мухаммада ибн Са’иба Кальби, переданного через Абу Салиха от Ибн ‘Аббаса, несмотря на его популярность в течение многих веков, всегда существовали серьезные сомнения – именно по этой причине ат-Табари не использовал его в своем комментарии [simple_tooltip content=’ Ибн ан-Надим. ал-Фихрист. Б. м., б. г. , с. 36, 107–108; Ибн Хаджар ал-‘Аскалани, Ахмад.. ал-‘Уджаб фи байан ал-асбаб «Удивительное разъяснение причин ниспосылания откровений» / подг. ‘Абд ал-Хаким Мухаммад Анис. Дамам, 1997., с. 209–210; GAS I, p. 34–35. ‘] [150.] [/simple_tooltip].

Даже комментарий Ибн Джурайха, переданный ‘Ата’ от Ибн ‘Аббаса, только для сур «Корова» и «Семейство ‘Имрана» являлся прямой передачей Ибн ‘Аббаса через ‘Ата’ ибн Аби Раббаха – для остальных же сур он представлял собой хадис-мурсал [simple_tooltip content=’Ибн Хаджар ал-‘Аскалани, Ахмад.. ал-‘Уджаб фи байан ал-асбаб «Удивительное разъяснение причин ниспосылания откровений» / подг. ‘Абд ал-Хаким Мухаммад Анис. Дамам, 1997., с. 208.’] [151.] [/simple_tooltip].

Было также в ходу использование экзегетических рукописей по принципу виджада («нахождение»), ярким примером которого является не основанная на непосредственном или опосредованном прослушивании передача комментария Са‘ида ибн Джубайра ‘Ата’ ибн Динаром [simple_tooltip content=’ См.: Ибн Аби Хатам, ‘Абд ар-Рахман. ал-Джарх ва-т-та‘дил «Оспариваниеи исправление достоверности». Хайдарабад Деканский, 1371/1952 и далее., т. 3(1), с. 332. ‘] [152.][/simple_tooltip]. Говорят, что важнейшие списки комментария Муджахида, в том числе рукопись Ибн Аби Наджиха, тоже были основаны на принципе виджада и представляли собой извлечение из рукописи Касима ибн Аби Базаха [simple_tooltip content=’Ибн Хиббан, Мухаммад. Китаб ал-маджрухин «Книга о не вызывающих доверия передатчиках хадисов» / подг. Махмуд Ибрахим Зайид. Алеппо, 1396/1976. , с. 146.’] [153.] [/simple_tooltip]. В некоторых экзегетических рукописях, например, в рукописи Мухаммада ибн Аби Мухаммада, Зайд ибн Сабит сомневался, что отношение Мухаммада к Ибн ‘Аббасу устанавливается через Са‘ида ибн Джубайра или ‘Икриму [simple_tooltip content=’ Ибн Хаджар ал-‘Аскалани, Ахмад.. ал-‘Уджаб фи байан ал-асбаб «Удивительное разъяснение причин ниспосылания откровений» / подг. ‘Абд ал-Хаким Мухаммад Анис. Дамам, 1997., с. 205. ‘] [154.] [/simple_tooltip].

В свою очередь, необходимо сказать, что значительная часть комментариев, составленных в эпоху учеников-последователей (таби‘ун), так или иначе восходили к Ибн ‘Аббасу. Вместе с тем в высказываниях самого Ибн ‘Аббаса не наблюдается единообразия. Сравнение высказываний, переданных от Ибн ‘Аббаса в различных преданиях, которые помещены в комментарии ат-Табари, показывает, насколько разнообразные тексты, истолковывающие те или иные коранические айаты, могут приписываться одному и тому же человеку из числа сподвижников Мухаммада.

В ту же самую эпоху в ши‘итских кругах также наблюдается внимание к коранической экзегетике, а особенно к экзегетическим высказываниям, передаваемым от имама ‘Али. Здесь следует особенно отметить комментарий, возводимый к Зайду ибн ‘Али (ум. 122/740) [simple_tooltip content=’GAS I, p. 557.’] [155.] [/simple_tooltip], и комментарий Джабира ибн Йазида Джа‘фи (ум. 128/746) [simple_tooltip content=’Ат-Туси, Мухаммад. ал-Фихрист «Библиографический справочник» / подг. Мухаммад-Садик Ал Бахр ал-‘улум. Наджаф, 1356/1937. , с. 45; Ан-Наджаши, Ахмад. ар-Риджал «Деятели религии» / подг. Муса Шабири Занджани. Кум, 1407/1987. , с. 128–129.’] [156.] [/simple_tooltip]. В период учеников последователей целый ряд сочинений экзегетического характера тоже представлял собой собрание экзегетических высказываний последователей. В их числе можно упомянуть следующие: комментарий Касима ибн Аби Базаха (ум. 124/742), переданный от Муджахида [simple_tooltip content=’Ибн Хиббан, Мухаммад. Китаб ал-маджрухин «Книга о не вызывающих доверия передатчиках хадисов» / подг. Махмуд Ибрахим Зайид. Алеппо, 1396/1976. ; Ас-Сам‘ани, ‘Абд ал-Карим. ал-Ансаб «Генеалогии» / подг. ‘Абдаллах ‘Умар Баруди. Бейрут, 1408/1988.  1, с. 97.’] [157.] [/simple_tooltip], комментарий Варки ибн ‘Умара ал-Куфи, переданный через Ибн Аби Наджиха от Муджахида [simple_tooltip content=’ Ибн Аби Хатим ар-Рази, ‘Абд ар-Рахман. ал-Джарх ва-т-та‘дил «Оспаривание и подтверждение достоверности». Хайдарабад Деканский, 1371/1952 и далее. , с. 50;Horst, H. «Zur Überlieferung im Korankommentar at-Tabarīs», ZDMG, 1953, vol. CIII. , p. 297; Сурати, ‘Абд ар-Рахман. Мукаддаме бар Тафсир-е Муджахид «Введение к “Тафсиру” Муджахида» (см. также Муджахид).  ‘] [158.] [/simple_tooltip], комментарий Шабала ибн ‘Аббада ал-Макки, переданный через Ибн Аби Наджиха от Муджахида [simple_tooltip content=’ ар-Раудани, Мухаммад. Силат ал-халаф «Связь с потомками»/подг. Мухаммад Хиджжи. Бейрут, 1408/1988, с. 174; GAS I, p. 29. ‘] [159.] [/simple_tooltip], комментарии Хамида ибн Кайса, а также ‘Ибы ибн Маймуна, переданные через Ибн Аби Наджиха от Муджахида [simple_tooltip content=’ Ибн ан-Надим. ал-Фихрист. Б. м., б. г. , с. 36. ‘] [160.][/simple_tooltip], комментарий ‘Амра ибн ‘Убайда, переданный от ал-Хасана ал-Басри [simple_tooltip content=’ GAS I, p. 30. ‘] [161.][/simple_tooltip], комментарий Абу Риджа’ Мухаммада ибн Сайфа Басри, переданный от ал-Хасана ал-Басри [simple_tooltip content=’Ибн ан-Надим. ал-Фихрист. Б. м., б. г. , с. 37; Ат-Табари, Мухаммад ибн Джарир. Тафсир «Комментарий». Бейрут, 1405/1985. , с. 148, т. 4, с. 144 и далее, с. 345, т. 5, с. 279 и далее.’] [162.][/simple_tooltip], комментарий Мукатила ибн Хайана, переданный от Катады [simple_tooltip content=’ Ибн Хаджар ал-‘Аскалани, Ахмад.. ал-‘Уджаб фи байан ал-асбаб «Удивительное разъяснение причин ниспосылания откровений» / подг. ‘Абд ал-Хаким Мухаммад Анис. Дамам, 1997., с. 216. ‘] [163.] [/simple_tooltip], комментарий Му‘аммара ибн Рашида ал-Йамани, переданный от Катады, в двух версиях учеников Му‘аммара – ‘Абд ар-Раззака и Мухаммада ибн Саура ас-Сан‘ани [simple_tooltip content=’ Ибн ан-Надим. ал-Фихрист. Б. м., б. г. , с. 36; Ибн Хаджар ал-‘Аскалани, Ахмад.. ал-‘Уджаб фи байан ал-асбаб «Удивительное разъяснение причин ниспосылания откровений» / подг. ‘Абд ал-Хаким Мухаммад Анис. Дамам, 1997. Там же, с. 214–215. ‘] [164.][/simple_tooltip], комментарий Са‘ида ибн Аби ‘Арубы ал-Басри, переданный от Катады [simple_tooltip content=’ Хатиб. Та’рих 13, с. 516; Ибн ‘Абд ал-Барр, Йусуф. ал-Исти‘аб «Усвоение» / подг. ‘Али Мухаммад Баджави. Бейрут, 1412/1992.  3, с. 1387; Ибн Хаджар ал-‘Аскалани, Ахмад.. ал-‘Уджаб фи байан ал-асбаб «Удивительное разъяснение причин ниспосылания откровений» / подг. ‘Абд ал-Хаким Мухаммад Анис. Дамам, 1997, с. 215. ‘] [165.][/simple_tooltip], комментарий Шайбана ибн ‘Абд ар-Рахмана ан-Нахви ал-Куфи, переданный от Катады [simple_tooltip content=’Ибн ан-Надим. ал-Фихрист. Б. м., б. г. , с. 36; Сам‘ани. ат-Тахбир 1, с. 556; ар-Раудани, Мухаммад. Силат ал-халаф «Связь с потомками»/подг. Мухаммад Хиджжи. Бейрут, 1408/1988, с. 173.’] [166.] [/simple_tooltip], комментарий Са‘ида ибн Башира ал-Азади ал-Басри, переданный от Катады [simple_tooltip content=’Ибн ан-Надим. ал-Фихрист. Б. м., б. г. , с. 36; GAS I, p. 32.’][167.][/simple_tooltip], комментарий ал-Хусейна ибн Вакида ал-Марвази, переданный через Йазида Нахви от ‘Икримы [simple_tooltip content=’ Ибн ан-Надим. ал-Фихрист. Б. м., б. г. , с. 37, 284; Ибн Хаджар ал-‘Аскалани, Ахмад.. ал-‘Уджаб фи байан ал-асбаб «Удивительное разъяснение причин ниспосылания откровений» / подг. ‘Абд ал-Хаким Мухаммад Анис. Дамам, 1997.. с. 204–205; Ат-Табари, Мухаммад ибн Джарир. Тафсир «Комментарий». Бейрут, 1405/1985. , с. 4, 376. ‘] [168.][/simple_tooltip], довольно пространный комментарий ‘Абд ар-Рахмана ибн Зайда ибн Аслама, переданный им от своего отца [simple_tooltip content=’ Ибн Хаджар ал-‘Аскалани, Ахмад.. ал-‘Уджаб фи байан ал-асбаб «Удивительное разъяснение причин ниспосылания откровений» / подг. ‘Абд ал-Хаким Мухаммад Анис. Дамам, 1997. Там же, с. 217. ‘] [169.][/simple_tooltip], комментарий Нахшаля ибн Са‘ида Вардани, переданный от Заххака ибн Музахима [simple_tooltip content=’ Ибн ан-Надим. ал-Фихрист. Б. м., б. г. , с. 36. ‘] [170.] [/simple_tooltip], и комментарий Абу Раука ‘Атийа ибн Харрис ал-Куфи, переданный от Заххака [simple_tooltip content=’ Ат-Табари, Мухаммад ибн Джарир. Тафсир «Комментарий». Бейрут, 1405/1985. , с. 148, т. 4, с. 144 и далее, с. 121–122; ал-Марвази. Та‘зим, с. 476. ‘] [171.] [/simple_tooltip].

Среди ши‘итских ученых в узком смысле этого слова также можно указать подобные примеры: комментарий Абу Хамзы ас-Сумали (ум. 150/767), переданный от имамов ахл ал-байт [simple_tooltip content=’ Ибн ан-Надим. ал-Фихрист. Б. м., б. г. , с. 36; н-Наджаши, Ахмад. ар-Риджал «Деятели религии» / подг. Муса Шабири Занджани. Кум, 1407/1987. , с. 128–129., с. 116. ‘] [175.] [/simple_tooltip], комментарий основателя школы джарудитов на основе зайдизма Абу ал-Джаруда Зийада ибн Мунзира (ум. 150/767), переданного от имама Бакира [simple_tooltip content=’ Ибн ан-Надим. ал-Фихрист. Б. м., б. г. . Там же; Ат-Туси, Мухаммад. ал-Фихрист «Библиографический справочник» / подг. Мухаммад-Садик Ал Бахр ал-‘улум. Наджаф, 1356/1937., с. 72; н-Наджаши, Ахмад. ар-Риджал «Деятели религии» / подг. Муса Шабири Занджани. Кум, 1407/1987. , с. 128–129., с. 170. ‘] [176.][/simple_tooltip] и частично сохранившегося в комментарии ‘Али ибн Ибрахима ал-Кумми, а также комментарий Хасина ибн Мухарика, об иснадах которого ничего не известно [simple_tooltip content=’ Ибн ан-Надим. ал-Фихрист. Б. м., б. г. , с. 243; Ат-Туси, Мухаммад. ал-Фихрист «Библиографический справочник» / подг. Мухаммад-Садик Ал Бахр ал-‘улум. Наджаф, 1356/1937., с. 57; н-Наджаши, Ахмад. ар-Риджал «Деятели религии» / подг. Муса Шабири Занджани. Кум, 1407/1987. , с. 128–129., с. 145. ‘] [177.][/simple_tooltip].

5. Экзегетические сочинения учеников последователей.

Первые образцы сочинений, имевших заголовок «Толкование Корана» и представлявших собой компиляцию из различных источников, а также сопоставление экзегетических высказываний сподвижников пророка и их последователей (таби‘ун), относятся к 30–50-м гг. II в. х. / 50–70 гг. VIII в. н. э. Еще одной особенностью этой группы сочинений является отражение в них экзегетических взглядов автора в ходе цитирования асхабов и их последователей. Подобные сочинения зафиксированы в Ираке, Мекке и Хорасане, то есть регионах, в которых укоренились новые идеи. Однако этой тенденции не наблюдается в суннитских областях, таких как Медина и Сирия – тамошние комментаторы присоединились к традиции составления комментариев несколько позже.

Комментарий Исма‘ила ибн ‘Абд ар-Рахмана Судди (ум. 128/745– 746) следует считать сочинением, переходным от прежних тафсиров «одного иснада» к созданию компилятивных комментариев. Этот комментарий, целиком и полностью носящий куфийский характер, служит ярким примером включения в сочинения подобного рода различных иснадов – все содержащиеся в нем тексты передаются с общей ссылкой на Ибн Мас‘уда, Ибн ‘Аббаса и «людей из числа асхабов» [simple_tooltip content=’ Выдержки из этой версии см.: Ат-Табари, Мухаммад ибн Джарир. Тафсир «Комментарий». Бейрут, 1405/1985. , с. 148, т. 4, с. 144 и далее, с. 68, 80 и далее; ат-Табари. Та’рих 1, с. 32, 37 и далее; Ибн ‘Абд ал-Барр. ат-Тамхид 18, с. 85; ал-Байхаки. ас-Синан 4, с. 341, т. 7, с. 367, т. 10, с. 286; ал-Куртуби 1, с. 256; Ибн Хаджар ал-‘Аскалани, Ахмад.. ал-‘Уджаб фи байан ал-асбаб «Удивительное разъяснение причин ниспосылания откровений» / подг. ‘Абд ал-Хаким Мухаммад Анис. Дамам, 1997. , с. 211. ‘] [178.] [/simple_tooltip]. По предположению Вадта, имя Абу Малик в составе иснадов упомянутого комментария указывает не на Абу Малика ал-Аш‘ари, одного из малозначительных сподвижников пророка [simple_tooltip content=’ EI2, «Ибн Мас‘уд». ‘] [179.] [/simple_tooltip], но на одного из рави Ибн ‘Аббаса, стоявшего в одном ряду с Абу Салихом [simple_tooltip content=’напр.: Ан-Наххас, Ахмад. Ма‘ани ал-Кур’ан «Смысл Корана» / подг. Мухаммад-‘Али Сабуни. Мекка, 1409/1989.1, с. 141.’] [180.] [/simple_tooltip]. Кроме того, в своем комментарии Судди приводит не подтвержденные иснадом рассуждения, несомненно, являющиеся его собственным осмыслением – именно эти рассуждения в более поздних экзегетических источниках цитируются как его личная точка зрения [simple_tooltip content=’Ат-Табари, Мухаммад ибн Джарир. Тафсир «Комментарий». Бейрут, 1405/1985. , с. 148, т. 4, с. 144 и далее, с. 75, т. 3, с. 334 и далее.’] [181.] [/simple_tooltip].

В Басре Раби‘ ибн Анас (ум. 139/756–757) основную часть своего комментария посвятил изложению экзегетического учения Абу ал-‘Алийи ар-Рийахи, тем самым продолжив традицию составления тафсиров «одного иснада»: при этом он охотно добавлял и свои рассуждения на эту тему [simple_tooltip content=’Ибн Хаджар ал-‘Аскалани, Ахмад.. ал-‘Уджаб фи байан ал-асбаб «Удивительное разъяснение причин ниспосылания откровений» / подг. ‘Абд ал-Хаким Мухаммад Анис. Дамам, 1997. , с. 215; GAS I, p. 34.’] [182.][/simple_tooltip]. Комментарий Дауда ибн Аби Хинда (ум. 140/ 757–758), басрийского ученого хорасанского происхождения [simple_tooltip content=’Ибн ан-Надим. ал-Фихрист. Б. м., б. г.  с. 36.’] [183.][/simple_tooltip], также относится к числу первых тафсиров, в которых зафиксированы экзегетические высказывания асхабов и их последователей с различными иснадами [simple_tooltip content=’ См., напр.: ат-Табари. Там же 1, с. 433, 524, т. 2, с. 103 и далее. ‘] [184.] [/simple_tooltip]. В том же регионе необходимо указать на совершенно иное по духу сочинение – Ма‘ани ал-Кур’ан [«Смысл Корана»], автором которого является Васил ибн ‘Ата’ (ум. 131/748–749). Этот труд, с одной стороны, можно считать одним из первых рационалистическо-богословских тафсиров, а с другой – расценивать его как основу для появления литературных сочинений с общим названием Ма‘ани ал-Кур’ан [simple_tooltip content=’Ибн ан-Надим. ал-Фихрист. Б. м., б. г. , с. 203; аз-Захаби. Мизан 4, с. 329.’] [185.][/simple_tooltip].

Однако наиболее существенные шаги были предприняты в 150/767 в Мекке и Мерве с началом составления комментария, основанного на различных иснадах и включающего в себя теоретические рассуждения автора. Сочинение называлось «Тафсир ал-Кур’ан» [«Толкование Корана»], его автором был известный мекканский факих ‘Абд ал-Малик ибн ‘Абд ал-‘Азиз Ибн Джурайх (ум. 150/767) – пространные выдержки из этого труда можно найти у ат-Табари.

Значительную часть текста Ибн Джурайха составляет цитирование слов Ибн ‘Аббаса и Муджахида, которые не сопровождаются никаким иснадом [simple_tooltip content=’Ат-Табари, Мухаммад ибн Джарир. Тафсир «Комментарий». Бейрут, 1405/1985. , т. 1, с. 54, 75, 76 и далее.’] [186.][/simple_tooltip], за исключением тех случаев, когда автор приводит неизвестные высказывания Ибн ‘Аббаса [simple_tooltip content=’Ат-Табари, Мухаммад ибн Джарир. Тафсир «Комментарий». Бейрут, 1405/1985. , т. 1, с. 225.’] [187.] [/simple_tooltip]. Остальные предания, помещенные в этом комментарии, главным образом тоже принадлежат таким мекканским ученым, как ‘Ата’ ибн Аби Раббах [simple_tooltip content=’ Ат-Табари, Мухаммад ибн Джарир. Тафсир «Комментарий». Бейрут, 1405/1985. , т. 1, с. 148, 149 и далее. ‘] [188.] [/simple_tooltip] и ‘Амр ибн Динар [simple_tooltip content=’ Ат-Табари, Мухаммад ибн Джарир. Тафсир «Комментарий». Бейрут, 1405/1985.  т. 1, с. 169. ‘] [189.] [/simple_tooltip], или ученикам Ибн ‘Аббаса, например, ‘Икриме [simple_tooltip content=’Ат-Табари, Мухаммад ибн Джарир. Тафсир «Комментарий». Бейрут, 1405/1985. , 1, с. 169.’] [190.][/simple_tooltip]. На этом основании можно сказать, что комментарий Ибн Джурайха, в противоположность региональному многообразию иснадов в куфийских тафсирах, сохранил свой мекканский характер.

Еще одной особенностью комментария Ибн Джурайха является его рационалистический характер. Немалую часть труда составляют рассуждения, явившиеся плодом собственных размышлений автора.

Иногда рационалистический комментарий Ибн Джурайха основывается на филологическом анализе [simple_tooltip content=’См., напр.: Там же, т. 1, с. 63, 68, 112.’] [191.][/simple_tooltip], иногда на изучении логической связи того или иного айата с окружающим его контекстом [simple_tooltip content=’См., напр.: Там же, т. 1, с. 208, 261, 273 и далее.’] [192] [/simple_tooltip], а иногда на привлечении коррелирующих айатов из Священного Корана [simple_tooltip content=’ См., напр.: Там же, т. 1, с. 155, 250, 262 и далее. ‘]This triggers the tooltip[/simple_tooltip]. Комментарий Ибн Джурайха сохранял свою актуальность в течение нескольких веков, пользуясь особым вниманием у имамитов [simple_tooltip content=’См., напр.: Ат-Туси, Мухаммад. ат-Тибйан фи тафсир ал-Курʼан «Разъяснение в толковании Корана» / подг. Касира ‘Амили. Наджаф, 1383/1964. 1, с. 47, 104 и далее; Хаскани 2, с. 484; Ибн Шахрашуб. Муташабих 1, с. 18, 19 и далее; ал-Куртуби 1, с. 23, 192 и далее; ар-Раудани, Мухаммад. Силат ал-халаф «Связь с потомками» /подг. Мухаммад Хиджжи. Бейрут, 1408/1988., с. 175.’] [193.] [/simple_tooltip]. Традиционалисты же не придавали этому труду большого значения. Они осуждали Ибн Джурайха за то, что он не принимал во внимание достоверность хадисов, собирая все, что относилось к тому или иному айату [simple_tooltip content=’Ал-Халили, Халил. ал-Иршад «Наставление»/ подг. Мухаммад Са‘ид ‘Умар Идрис. Эр-Рийад, 1409/1989. , с. 398.’] [194.] [/simple_tooltip].

Важнейшим комментарием эпохи учеников-последователей является тафсир Мукатила ибн Сулаймана (ум. 150/767), балхца по происхождению, жившего в Мерве, который оставил после себя старейший полный тафсир – аз-Захаби считал его автора «величайшим из комментаторов (бузург-е муфассиран)» [simple_tooltip content=’Сийар 7, с. 201.’][195.][/simple_tooltip]. Этот труд сохранял свою актуальность на протяжении всей истории существования мусульманской экзегетики, и в настоящее время мы располагаем большим количеством его списков [simple_tooltip content=’ См.: Шахата, ‘Абдаллах. «Сад», «Ха», «Лям». ‘] [196.] [/simple_tooltip]. Поскольку религиозное сообщество Мерва возникло несколько позже аналогичных сообществ Медины, Мекки, Куфы, Басры и Дамаска, там существовали гораздо бóльшие предпосылки, позволяющие освободиться от региональных рамок. Именно эта свобода как нельзя лучше подготовила необходимую почву для создания в Хорасане надрегионального тафсира. Размышление над Введением к комментарию Мукатила ибн Сулаймана показывает, что в этом сочинении автор обращается к наследию самых разных стран..

При этом, даже обращаясь к такому наследию, Мукатил принимал во внимание их внутреннее многообразие. Например, в Куфе он указывал на противостояние кружков ан-Нах’и и аш-Ша‘би, рассматривая Хаммада ибн Аби Сулаймана и Хакама ибн ‘Атайбу как наиболее типичных их представителей. Говоря о группе учеников ал-Хасана ал-Басри в Басре, Мукатил обращается к высказываниям Ибн Сирина и таких его учеников, как Аййуб ас-Сахтийани и Хишам ибн Хасан. В Медине, наряду со школой «семи факихов» и захиритов, он с уважением относился к словам имама Мухаммада ал-Бакира [simple_tooltip content=’Мукатил ибн Сулайман. Тафсир «Комментарий» / подг. ‘Абдаллах Махмуд Шахата. Каир, 1422/2001. , с. 25–26.’] [197.][/simple_tooltip].

Во введении к своему комментарию Мукатил, хотя и кратко, указывает на некоторые теоретические вопросы коранической экзегезы, которые позднее получили более широкое развитие в «Ар-Рисала фи усул аль-фикх» [«Трактат об основах фикха»] аш-Шафи‘и [simple_tooltip content=’См.: 1, с. 26–28.’] [198.] [/simple_tooltip]. В тексте комментария Мукатил не приводит иснадов для различных высказываний, в связи с чем довольно трудно их классифицировать и вычленить личные рассуждения автора. В эпоху, когда традиционалисты стремились фиксировать иснады и выражали свое чуткое отношение к ним, опущение в книге иснадов и исключительно рационалистический подход к толкованию, пусть и основанному на устном наследии асхабов и их последователей, стало шагом, отделявшим Мукатила от установок традиционалистов.

С точки зрения своей научной ценности комментарий Мукатила занимает важное место – приписываемые ему положительные высказывания в адрес таких концепций асхабов, как ал-ирджа’ («откладывание суждения»), ат-ташбих («уподобление, антропоморфизм») и ат-тафдил («предпочтение»), несмотря на то, что они не являются абсолютно корректными, показывают, что Мукатил, будучи человеком, склонным к богословскому размышлению и теоретическому осмыслению основ веры, пошел дальше обычной передачи традиции [simple_tooltip content=’ Ибн Хиббан. Китаб ал-маджрухин 3, с. 15; ал-Аш‘ари, с. 151, 152; Муфид. ал-Афсах, с. 91; Ибн ал-Джаузи. Талбис 1, с. 106; аш-Шахрастани 1, с. 128. ‘] [199.][/simple_tooltip]. Столкновение Мукатила с Джахмом ибн Сафваном [simple_tooltip content=’Ибн ‘Адда, ‘Абдаллах. ал-Камил «Полный» / подг. Йахйа Мухтар Газави. Бейрут, 1409/1988. , с. 437; Аз-Захаби, Мухаммад. Мизан ал-и‘тидал «Мерило справедливости» / подг. ‘Али Мухаммад Баджави. Каир, 1382/1963. 4, с. 173.’] [200.][/simple_tooltip] и отвержение им учения кадиритов [simple_tooltip content=’ Ибн ан-Надим. ал-Фихрист. Б. м., б. г. , с. 227; GAS I, p. 37. ‘] [201.] [/simple_tooltip] служат дополнительным подтверждением его приверженности богословию. Комментарий Мукатила получил распространение немедленно после его составления еще при жизни автора: его списки оказались в руках видных традиционалистов и были подвергнуты критическому рассмотрению с их стороны. Наиболее беспристрастные судьи, например, Ибн Мубарак, одобряли саму основу комментария, однако не считали его заслуживающим доверия в части иснадов [simple_tooltip content=’См.: ал-‘Акили 4, с. 239–240.’] [202.] [/simple_tooltip]. Безусловно, догматические предпочтения автора тоже сказались на отрицательном отношении традиционалистов к его труду.

Некоторые из них, например, Суфйан ибн ‘Уйайна, пользовались комментарием Мукатила, однако в силу состояния иснадов считали передачу хадисов из него недопустимой [simple_tooltip content=’Ибн ‘Адда, ‘Абдаллах. ал-Камил «Полный» / подг. Йахйа Мухтар Газави. Бейрут, 1409/1988., с. 435.’] [203.][/simple_tooltip]. В действительности таких, как Ибн ‘Уйайба, среди традиционалистов было немало – именно поэтому аш-Шафи‘и считал, что «в толковании все зависят от Мукатила ибн Сулаймана»[simple_tooltip content=’Там же, с. 438; Хатиб. Та’рих 13, с. 16.’] [204.][/simple_tooltip]. Некоторые критики Мукатила обвиняли его в использовании иудейских и христианских Священных Книг [simple_tooltip content=’ Ибн Хиббан. Там же 3, с. 14; пример цитирования Евангелия см.: аш-Шахид ас-Сани, с. 121. ‘] [205.][/simple_tooltip]. Как бы там ни было, отражение в этом комментарии вопросов, связанных с культурой религий, предшествовавших исламу, послужило причиной того, что Винзборо, пытаясь найти связь между ранней мусульманской экзегезой и хаггадийской, галахийской и масоретской литературой иудеев, в значительной мере опирался на это сочинение [simple_tooltip content=’ Quranic Studies, р. 120. ‘] [206.][/simple_tooltip].

Помимо получившего известность комментария, Мукатил ибн Сулайман составил ряд других сочинений, посвященных экзегетике: Муташабих ал-Кур’ан [«Неясные айаты Корана»] [simple_tooltip content=’Ибн ан-Надим. ал-Фихрист. Б. м., б. г. , с. 39.’] [207.][/simple_tooltip], ставший впоследствии образцом для экзегетических трудов богословов-мутакаллимов, сходное по содержанию с первым ал-Айат ал-мухкамат ва-л-муташабихат [«Твердо установленные и неясные айаты»] [simple_tooltip content=’Ибн ан-Надим. ал-Фихрист. Б. м., б. г. , с. 227. ‘][208.][/simple_tooltip], вероятно, богословское по содержанию ал-Джавабат фи-л-Кур’ан [«Ответы о Коране»] [simple_tooltip content=’Ибн ан-Надим. ал-Фихрист. Б. м., б. г. , с. 227.’] [209.][/simple_tooltip], Навадир ат-тафсир [«Редкости толкования»] [simple_tooltip content=’ Ибн Хаджар ал-‘Аскалани, Ахмад.. ал-‘Уджаб фи байан ал-асбаб «Удивительное разъяснение причин ниспосылания откровений» / подг. ‘Абд ал-Хаким Мухаммад Анис. Дамам, 1997. , с. 310. ‘] [210.] [/simple_tooltip], Тафсир хамс ми’ат айат мин ал-Кур’ан [«Толкование пятисот айатов из Корана»][simple_tooltip content=’ Рукописи сочинения см.: GAS I, p. 37. ‘] [211.][/simple_tooltip] и ан-Насих ва-л-мансух [«Отменяющие и отмененные айаты»][simple_tooltip content=’ Ибн ан-Надим. ал-Фихрист. Б. м., б. г. . ‘] [212.][/simple_tooltip] – два последних ценны в области фикха, ат-Такдим ва-т-та’хир [«Предшествование и последование»] [simple_tooltip content=’ Ибн ан-Надим. ал-Фихрист. Б. м., б. г. ‘] [213.][/simple_tooltip], очевидно, труд, посвященный Корану и выдержанный в литературном ключе.

Другой хорасанский ученый, Мукатил ибн Хайан ал-Балхи (ум. ок. 150/767 г.), заслуживший одобрение традиционалистов, тоже составил комментарий, содержание которого было основано на словах последователей сподвижников пророка (таби‘ун), особенно Муджахида, ал-Хасана ал-Басри и Заххака, однако иснады в нем помещались от случая к случаю [simple_tooltip content=’ Ат-Табари, Мухаммад ибн Джарир. Тафсир «Комментарий». Бейрут, 1405/1985. , с. 148, т. 4, с. 144 и далее, с. 117; Абу ал-‘Аббас. Асамм 1, с. 199. ‘] [214.][/simple_tooltip], и это сближало сочинение с методом Судди. В передаваемых им хадисах нередко встречаются ссылки на совершенство высказываний и деяний пророка [simple_tooltip content=’ Ибн Касир. Тафсир ал-Кур’ан ал-‘Азим «Толкование Великого Корана». Бейрут, 1401/1981. 3, с. 284, 304; Ал-Куртуби, Мухаммад. ал-Джами‘ ал-ахкам ал-Кур’ан «Собрание коранических предписаний» / подг. Ахмад ‘Абд ал‘Алим Бардуни. Каир, 1972., с. 207; Ас-Суйути, Джалал ад-Дин.ад-Дурр ал-мансур фи тафсир би л ма’сур «Рассыпанный жемчуг в толковании Корана с опорой на предание». Бейрут, 1413/ 1993.  1, с. 616, 696 и далее. ‘] [215.][/simple_tooltip], что является распространенной особенностью фикха ранних традиционалистов. Комментарий Мукатила ибн Хайана служит ярким примером методологии ранних традиционалистов, прежде чем они сосредоточились на фиксации иснадов.

Включение иснадов и опора на стилистику Корана, с одной стороны, а также положительный взгляд традиционалистов на его аргументацию – с другой, привели к тому, что в тафсирах и прочих трудах последних, например, Ибн Аби Хатима и Ибн Мунзира, комментарий Мукатила ибн Хайана аттестовался просто как «сочинение» без указания его автора [simple_tooltip content=’ Ибн Аби Хатим. Тафсир. № 76, 103 и пр.; Ат-Табари, Мухаммад ибн Джарир. Тафсир «Комментарий». Бейрут, 1405/1985. , с. 148, т. 4, с. 144 и далее Там же, т. 10, с. 27, 138; Ас-Суйути, Джалал ад-Дин.ад-Дурр ал-мансур фи тафсир би л ма’сур «Рассыпанный жемчуг в толковании Корана с опорой на предание». Бейрут, 1413/ 1993. , т. 2, с. 316, 588 и далее. ‘] [216.][/simple_tooltip]. В комментарии Мукатила ибн Хайана уделяется особенное внимание вопросам об отменяющих и отмененных айатах, а также обстоятельствам низведения Корана [simple_tooltip content=’ ас-Са‘либи 2, с. 11, 27 и далее; Ал-Багави, Хусейн. Ма‘алимат-танзил «Учение Откровения» / подг. Халид ‘Ак и Марван Савар. Бейрут, 1407/1987. , с. 40, 69; Ибн ал-Джаузи, ‘Абд ар-Рахман. Зад ал-масир фи ‘илм ат-тафсир «Припасы в путь в толковании Корана». Бейрут, 1404/ 1984. , с. 433, т. 2, с. 23 и далее; Ибн Касир. Тафсир ал-Кур’ан ал-‘Азим «Толкование Великого Корана». Бейрут, 1401/1981. 3, с. 284, 304; Ал-Куртуби, Мухаммад. ал-Джами‘ ал-ахкам ал-Кур’ан «Собрание коранических предписаний»/ подг. Ахмад ‘Абд ал‘Алим Бардуни. Каир, 1972. Там же, т. 1, с. 40, 43 и далее. ‘] [217.][/simple_tooltip].

1

Тафсир – специальный термин в исламоведении, означающий объяснение смысла айатов Священного Корана и извлечение из него положений мусульманского вероучения. В словосочетании ‘илм-е тафсир («экзегетика») это...

5

Нежелание суннитских кругов продолжать традиции прежней коранической экзегетики ограничило бытование существующих жанров, породив своего рода стагнацию в области комментаторской ли­тературы. Деятельность пуристических и возрожденческих кругов положила начало салафитскому комментарию у суннитов и ахбаритскому комментарию у имамитов, в целом усилив противостояние имамитов с суннитами в области экзегетической литературы.

7

V–VI вв. х. / XI–XII вв. н. э. считаются эпохой значительного развития мусульманской экзегетики. Как мы видели в предыдущей части статьи, на протяжении II–IV вв. х. / VIII–X вв. н. э. кораническая экзегеза от сочинений, основанных только на одной отрасли знаний, перешла к полидисциплинарным трудам. Так, например, авторы филологических комментариев со временем стали уделять внимание хадисам, а в богословских комментариях появился интерес к филологическим аспектам. В экзегетике начальных веков ислама первые осторожные шаги в направлении понимания Корана делались с учетом различных аспектов языка Священной Книги.

Our Authors
About Wikilogy

Wikilogy is a platform where knowledge from various fields merges, with experts and enthusiasts collaborating to create a reliable source covering history, science, culture, and technology.