ИБН БАБАВАЙХ, АБӮ ‘АБД АЛЛАХ
ИБН БАБАВАЙХ, АБӮ ‘АБД АЛЛАХ, Хусайн бин ‘Алӣ бин Хусайн бин Муса бин Бабавайх К̣умӣ (ум. ок. 988) – шиитский факих, мухаддис и мутакаллим. Дата и место рождения и смерти неизвестны.
Поскольку отец ‘Али ибн Бабавайха был одним из самых выдающихся факихов и мухаддисов своего времени, он, вероятно, учился у своего отца, тем более что тот имел ‘иджаза на передачу хадисов [simple_tooltip content=’Наджаши, «Риджал», 50.’][1.][/simple_tooltip]. Он был известен преимущественно своим знанием ахбаров и ривайатов [simple_tooltip content=’Туси, «Риджал», 466.’][2.][/simple_tooltip] и, как и его брат шайх Садук, имел очень хорошую память, так что кроме Садука ему не было в этом равных. Подтверждение этому есть и в «Китаб аль-Гаиба» Шайха Туси, который утверждает, что ни один из улемов и мухаддисов Кума не мог сравниться с братьями в знании ахбаров и ривайатов [simple_tooltip content=’Туси, «Риджал», 188.’][3.][/simple_tooltip]. Сам Ибн Бабавайх сообщает также следующее: «когда я преподавал, мне было не больше двадцати лет, и иногда Абу Джа‘фар Мухаммад бин Али Асвад присутствовал на моих занятиях. Он был очень удивлен моей осведомленностью в шариатских вопросах халала и харама, не свойственной человеку столь юного возраста» [simple_tooltip content=’Туси, «Аль-Гаиба», 195.’][4.][/simple_tooltip].
Улемы–имамиты считают его надежным передатчиком, а переданные им ривайаты – достоверными [simple_tooltip content=’Алама Хали, «Хулясат ал-Аквал», 26.’][5.][/simple_tooltip]. Среди его шайхов и наставников, помимо отца, были: его брат Абу Джа‘фар Мухаммад бин Али бин Бабавайх, известный как Шайх Садук [simple_tooltip content=’Туси, «Риджал», 466–467′][6.][/simple_tooltip], Абу Джа‘фар Мухаммад бин Али Асвад, Имран ас-Саффар, Алавийа ас-Саффар, Хусайн ибн Ахмад ибн Али ибн Ахмад ибн Идрис [simple_tooltip content=’Туси, «Аль-Гаиба», 194, 243′][7.][/simple_tooltip], шейх Абу Джа‘фар Мухаммад бин Хусайн Нахави [simple_tooltip content=’Эффенди, «Рияд аль-Улама», 2/149, цитируется Табари в «Бишара аль-Мустафи»’][8.][/simple_tooltip] и Джа‘фар бин Мухаммад бин Малик Фазари [simple_tooltip content=’Ага Бузург, «Табакат и‘лам аш-ши‘а», 115.’][9.][/simple_tooltip].
Многие шиитские ученые передавали хадисы от него, в том числе: его сын Хасан бин Хусайн [simple_tooltip content=’Нури, «Мустардак ал-Васаил», 3/466′][10.][/simple_tooltip], Хасан бин Мухаммад бин Хасан Куми, автор книги «Тарих-и Кум» [simple_tooltip content=’Куми, Тарих-и «Кум», 213′][11.][/simple_tooltip], Хусайн бин Убайдулла Газаири [simple_tooltip content=’Наджаши, «Риджал», 50.’][12.][/simple_tooltip], Али бин Хусайн бин Муса бин Ибрагим, известный как Саййид Муртаза [simple_tooltip content=’Тарихи, «Джами‘ ал-Макал», 112.’][13.][/simple_tooltip], Мухаммад бин Хамза Хусайни Мараши [simple_tooltip content=’Эффенди, «Рияд аль-Улама», 2/149, цитируется Табари в «Бишара аль-Мустафи».’][14.][/simple_tooltip]. Абу аль-Аббас Ахмад бин Али бин Нух Сирафи Басри также передавал через него хадисы [simple_tooltip content=’Туси, «Аль-Гаиба», 226.’][15.][/simple_tooltip].
Ему приписывают две книги «Ат-Тавхид» и «Нафи ат-Ташбих» [simple_tooltip content=’Наджаши, «Риджал», 50.’][16.][/simple_tooltip] и «Ар-рад Ала аль-Вакифа» [simple_tooltip content=’«Харр-и ‘Амили», 2/98.’][17.][/simple_tooltip], но они не дошли до наших дней. Наджаши [simple_tooltip content=’Наджаши, «Риджал», 50.’][18.][/simple_tooltip] процитировал Хусайна бин Убайдаллу и сказал, что у Хусайна бин Бабавайха есть еще одна книга, которую он написал для Сахиба бин Аббада, но Ибн Хаджар [simple_tooltip content=’T(2/306.)’][19.][/simple_tooltip] считал, что это то же сочинение, что и «Нафи ат-Ташбих».
Лит.: Ага Бузург, Табакат и‘лам аш-ши‘а, Бейрут, 1403/1983 г.; Эффенди, Абдулла, Рияд аль-Улама, под ред. Ахмада Хусайни и Махмуда Мараши, Кум, 1401/ 1981 г.; Тарихи, Фахриддин бин Мухаммад, Джами‘ ал-Макал, под ред. Мухаммада Казима Тарихи, Тегеран, 1355 г. х.; Туси, Мухаммад бин Хасан, Риджал, Наджаф, 1961 г.; Туси, Мухаммад бин Хасан, Китаб аль-Гаиба, под ред. Агабозорги Тихрани, Тегеран, Ниневийская библиотека хадисов; Аллама Хали, Хасан, Хулясат ал-Аквал, Тегеран, 1310/1892 г.; Куми, Хасан бин Мухаммад, Тарих-и Кум, под ред. Саййида Джалаладдина Тихрани, 1313 г. х.; Наджаши, Ахмед бин Али, Риджал, Бомбей, 1317/1899 г.; Нури, Хусайн бин Мухаммад Таки, Мустардак ал-Васаил, Тихран, 1318–1321 гг. х.
Али Акбар Зиайа’и