Баба, титул
Баба — титул некоторых шейхов, мистиков и суфиев, использующийся как минимум с начала V века хиджры/XII века н. э.

Баба — титул некоторых шейхов, мистиков и суфиев, использующийся как минимум с начала V века хиджры/XII века н. э.
Баба — персидское слово со значением «отец» или «дед» [simple_tooltip content=’«Бурхан…», «Анандардж», дополнение.’][1.][/simple_tooltip]. В настоящее время используется в разговорной речи в значении «отец» или «пожилой человек» [simple_tooltip content=’Сарват, 81.’][2.][/simple_tooltip]. Данный термин также присутствует в урду, турецком, арабском и берберском языках в значении «отец» [simple_tooltip content=’Махзаб, 2/155; «Урду лугат», 2/508; Бухари, 1/66; Сами, 257; Дози, I/47; Кас: Дорфер, II/228.’][3.][/simple_tooltip]. Мавлана именовал Адама Абу аль-Башара «баба» в своей [поэме] «Маснави» [simple_tooltip content=’см.: Гохарин, Приложение.’][4.][/simple_tooltip]. В «Собх аль-‘Аша», составленном во времена правления египетских и сирийских мамлюков (начало IX в. хиджры/XV в. н.э.), термин «баба» используется в качестве прозвища работников султанской прачечной [simple_tooltip content=’Калкашанди, 5/ 470 г.’][5.][/simple_tooltip].
В каждой части исламского мира видным суфиям присваивали почетные титулы, среди которых – баба, шейх, хваджа, балех, ата и пир [simple_tooltip content=’Ибн Кербелаи, 1/48.’][6.][/simple_tooltip]. Слово баб, сокращение от баба, по-персидски также означает «отец» [simple_tooltip content=’см.: Нахджавани, 35; «Бурхан», «Анандрадж», там же.’][7.][/simple_tooltip]. В некоторых регионах исламского мира оно употреблялось в отношении выдающихся суфийских шейхов [simple_tooltip content=’Хваджа Абдаллах, 236, 589; Худжвири, 301; Джами, 28 8; Ибн Кербелаи, там же; см. также: Бартольд, 162.’][8.][/simple_tooltip].
Термин «баба» также употребляется по отношению к лидеру движения Каландария и совершенным духовным наставникам [simple_tooltip content=’см.: «Бурхан», «Анандардж», там же, см. также: Мударрес, 1/212-217; «Тарбиат», 58-62.’][9.][/simple_tooltip]. Так, во времена Абу Саида Абу-л-Хайра (ум. 440 г.х./1048 г. н.э.), обязанности суфийского имама выполнял мистик по имени Баба Хасан [simple_tooltip content=’Мухаммад ибн Мунаввар, 204/1.’][10.][/simple_tooltip].
Ряд авторов приводит сведения об изречениях и нарушающих привычный порядок вещей деяниях асоциальных баба, об их дерзких поступках и скандальных высказываниях. Например, существуют поражающие воображение рассказы о Баба Камале Джунди, Баба Фарадже Табризи, Баба Махмуде Туси, Баба Хамиде и Баба ‘Алишахе. Порою эти юродивые появлялись на улицах обнаженными. Пример такой истории – декламация стихов обнаженным Баба Тахиром [simple_tooltip content=’Джами, 435, 450; Ибн Кербелаи, 2/44-45; Ма‘сум ‘Алишах, 2/105-106, 337-338; Зарринкуб, «Продолжение…», 44-45.’][11.][/simple_tooltip]. Баба пользовались уважением не только народа, но и правителей. О Баба Тахире сказано, что, когда Тогрул-бек из династии Сельджуков приехал повидать его в Хамадане, тот наставлял султана и призывал его к справедливости и милосердию [simple_tooltip content=’см. Раванди, 98-99.’][12.][/simple_tooltip]. Мистика по имени Баба Хасан, главного шейха своего времени, прозвали «баба семидесяти баба». По-видимому, на службе у Бабы Хасана состояло 70 суфиев, большинство из которых имели титул баба, остальные же — другие титулы [simple_tooltip content=’см. Ибн Кербелаи, 1/49-50.’][13.][/simple_tooltip]. Слава и популярность ряда этих мистиков и юродивых у широких слоев населения послужили причиной того, что в народе имена некоторых из них переиначивались и искажались. Так, например, один из ранних суфийских шейхов получил прозвище Баба Кухи [simple_tooltip content=’см.: Казвини, 2/3-9.’][14.][/simple_tooltip]. Однако статус баба отличался от социального положения других «бесноватых мудрецов» благодаря дошедшим от них наставлениям. Видимо, данная группа мистиков смогла уберечься от гнева толпы именно по этой причине [simple_tooltip content=’Зарринкуб, там же, 44.’][15.][/simple_tooltip]. Кроме того, отсутствие упоминаний в ранних суфийских тескстах мистиков вроде Баба Тахира, Баба Джа‘фара и Баба Хамшада, вероятно, объясняется их принадлежностью к тайным обществам [simple_tooltip content=’Зарринкуб, «В поисках…», 192.’][16.][/simple_tooltip].
Во времена монгольского нашествия на Мавераннахр и Иран ряд суфиев и баба нашли прибежище в Малой Азии и постепенно расселились по ней. Так, тюрки называли благочестивых отшельников баба или деде за их праведность [simple_tooltip content=’Хаммер-Пургшталь, 1/112.’][17.][/simple_tooltip], а выдающихся людей уважительно именовали баба [simple_tooltip content=’«Анандардж», Приложение.’][18.][/simple_tooltip]. Шейх Баба Маранди имел влияние при дворе Сельджуков Рума в середине VII в. хиджры/XIII в. н.э. суфиев [simple_tooltip content=’Афлаки, 1/146-147.’][19.][/simple_tooltip]. Восстание Бабаи (638 г. хиджры/1240 г. н.э.), зародившееся в Малой Азии и ставшее серьезной угрозой Румскому султанату, возглавил Баба Исхак, которого называли «Баба Расулуллах» и который объявил себя пророком. Возможно, определенную роль в зарождении и разрастании этого движения также сыграл хорасанский суфий Баба Ильяс [simple_tooltip content=’см.: «Сибт ибн Джаузи», 2(8)/733; «Сокращенная…», 227-231; Афлаки, 381/1; Меттика, 13.’][20.][/simple_tooltip].
«Баба» встречается в титулатуре бекташийских шейхов, а также является одной из стоянок их суфийского пути [simple_tooltip content=’Сами, 257.’][21.][/simple_tooltip]. В тарикате Бекташи существует пять ступеней, третья из которых — баба. Если баба является потомком Пророка, то он повязывает на головной убор отрез зеленой ткани, а если нет – то отрез белой ткани. Баба занимается воспитанием суфиев, находящихся на более низкой ступени, чем он сам [simple_tooltip content=’Хашемпур, 527-528.’][22.][/simple_tooltip].
Титул баба был также распространен в Иране в период правления династии Сефевидов [simple_tooltip content=’см. Насрабади, 140-141, 211, 426.’][23.][/simple_tooltip]. Одному из носителей этого титула – Баба-султану Каландару – шах Аббас I доверил управление текие Хайдар в Чахар-баге в Исфахане [simple_tooltip content=’Там же, 284.’][24.][/simple_tooltip]. Могилы некоторых исфаханских баб, большинство из которых жили в VIII-IX вв. хиджры/XIV-XV вв. н. э., сохранились в Исфахане и по сей день [simple_tooltip content=’Там же, 510-509.’][25.][/simple_tooltip]. Среди более поздних баба стоит упомянуть Шаха Каландара Баба, Баба Чомаглу Мазандарани и Мирзу Баба Горгани [simple_tooltip content=’Ма‘сум ‘Алишах, 3/239, 252, 417-418; Зарринкуб, «Продолжение…», 46.’][26.][/simple_tooltip].
Лит.: «Анадардж», Мохаммад Падишах, изд. Мохаммад Дабир-Сийаки, Тегеран, 1335 г.; Ибн Кербелаи, Хафиз Хусайн, «Роузат аль-Джаннан», изд. Джафар Султан аль-Караи, Тегеран, 1344 г.; «Урду-логат», Мавлави Абд ал-Хакк и Абу Лайс Сиддики, Карачи, 1979 г.; Афлаки, Ахмад, «Манакиб аль-Арифин», изд. Тахсин Языджи, Тегеран, 1362 г.; Бартольд В.В., «Тюрки. 12 лекций по истории тюркских народов Средней Азии», пер. Гаффара Хосейни, Тегеран, 1376 г.; Бухари Сулейман, «Словарь чагатайского и османского турецкого языка», Стамбул, 1298 г.; «Бурхан-и Кати‘»; Тарбиат, Мохаммад Али, азербайджанские учёные, Тегеран, 1314 г.; Сарват, Мансур и Реза Анзабинежад, «Словарь просторечных и современных выражений», Тегеран, 1377 г.; Джами, Абд ар-Рахман, «Нафахат ал-унс мин хазарат ал-кудс», изд. Махмуд Абеди, Тегеран, 1370 г.; Хваджа Абдаллах Ансари, «Табакат ас-суфия», изд. Мохаммад Сарвар Мулаи, Тегеран, 1363 г.; Раванди, Мохаммед, «Рахат ас-Судур», изд. Мохаммад Икбал, Тегеран, 1333 г.; Зарринкуб, Абдул Хоссейн, «Исследование иранского суфизма», Тегеран, 1363, глава 2; Зарринкуб, Абдул Хоссейн, «Продолжение “Исследования иранского суфизма”», Тегеран, 1362 г.; Сами, Шамс ад-дин, «Словарь турецкого языка», Стамбул, 1317 г.; Сибт ибн аль-Джаузи, «Мир‘ат аз-заман фи тарих аль-а‘йан» Хайдарабад-Деккан, 1371/1952 г.; Казвини, Мохаммед, «Заметки», под ред. Ирадж Афшара, Тегеран, 1334 г.; Калкшанди, Ахмед, «Собх аль-Аша», Каир, Министерство культуры; Кербелаи, Хафиз Хусайн, «Роузат аль-Джаннан», изд. Джафар Султан аль-Караи, Тегеран, 1344–1349 гг. Гоухарин, Садег, «Словарь слов и выражений “Маснави”», Тегеран, 1338 г.; Меттика, Рауль, «Движение баба в Анатолии», пер. Аббас Заре‘и Мехрварза, Кейхана Фарханги, Тегеран, 1368, стр. 6/6; Мухаммад ибн Мунаввар, «Асрар ат-таухид», изд. Мохаммад Реза Шафи‘и Кадкани, Тегеран, 1366 г.; «Сокращенная “Сельджукнама” Ибн Биби», изд. М. Э. Хоутсма, Лейден, 1902 г.; Модарес, Мохаммед Али, «Райханат аль-адаб», Тегеран, 1369 г.; Ма‘сум ‘Алишах, «Тараек ал-Хакаик», изд. Мохаммад Джафар Махджуб, Тегеран, 1345 г.; Мухаззаб Лакхнави, Мохаммад Мирза, «Мухаззаб Аль-Логат», Лакхнау, 1978 год; Нахджавани, Мохаммад ибн Хиндушах, «Сахих ал-Фарс», изд. ‘Абдул ‘Али Та‘ати, Тегеран, 1355 г.; Насрабади, Мохаммад Тахир,«Тазкере», изд. Хасан Вахид Дастгерди, Тегеран, 1317 г.; Хашемпурсобхани, Тауфик и Касим Ансари, «Хаджи Бекташ Вали и суфийское братство бекташийа», Журнал факультета литературы и гуманитарных наук, Тебриз, 1355, №28(120); Хаммер-Пургшталь, Йозеф, «История Османской империи», перевод Заки ‘Алиабади, ред. Джамшид Кианфар, Тегеран, 1367 г.; Худжвири, Али ибн Осман, «Кашф аль-махджуб ли-арбаб аль-кулуб», изд. В.А. Жуковский, Тегеран, 1358 г.; Хомаи, Джалалуддин, «Баба Рукн ад-дин Ширази», «Книга Минови», под ред. Хабиба Ягмаи и др., Тегеран, 1350 г.; Doerfer, G., Türkische und mongolische Elemente im Neupersischen, Wiesbaden, 1965; Dozy, R., Supplément aux dictionnaires arabes, Beirut, 1968.
Рузбех Зарринкуб
Пер. С.С. Рукобратская, ред. М.А. Алонцев